За срыв стоп-кранов ужесточат ответственность - комментарии директора ЦПО на радио «Вести ФМ»

24 февраля на радио «Вести ФМ» вышел сюжет об ответственности за срыв стоп-кранов с комментариями директора Центра правового обслуживания Анны Коняевой, позже опубликован материал на сайте radiovesti.ru.

За срыв стоп-крана в поезде может грозить до 2 лет тюрьмы. Депутаты предлагают ввести отдельную уголовную статью за хулиганство на транспорте. Профильный комитет Госдумы уже одобрили эту идею. Сейчас нарушителей почти ничто не останавливает - за срыв стоп-крана взимают символический штраф в 100 рублей. При этом убытки железной дороги могут исчисляться миллионами рублей. Испорченные вагоны и сбой

в расписании - самое меньшее, к чему приводит такая шалость. Обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов продолжит тему.

В советские времена и еще некоторое время после развала СССР за срыв стоп-крана можно было реально сесть в тюрьму. В Уголовном кодексе в статье о хулиганстве был подпункт  на эту тему, который как раз и останавливал "шутников" от того, чтобы дернуть красную ручку без веской на то причины. Но вот уже 20 лет как эта норма из законов удалена, и шалости со стоп-краном перестали быть строго наказуемым деянием. На молодежных интернет-форумах регулярно появляются рассказы о том, как  хулиганы отважно дернули стоп-кран и остановили поезд. "Бывалые" учат новичков, как блокировать двери и куда бежать, чтобы не попасться охране.

Опытные "стопкранщики" уверяют, что проделывали такое совершенно безнаказанно по меньшей мере сотню раз. Среди подростков бытует мнение: максимум, что могут сделать сотрудники поезда или полиция - обложить их матом. Но на самом деле все гораздо серьезнее. Штраф в 100 рублей, прописанный в Административном кодексе, будет присуждён лишь на тот случай, если никому не причинен ущерб. Но есть еще ответственность гражданская и даже уголовная. По факту любая задержка в расписании - это уже минус в баланс железной дороги. За опоздания поездов РЖД обязана выплачивать компенсацию, если пассажир за ней обратился. Люди пользуются этим правом, и им возвращают деньги за билеты. В принципе любая экстренная остановка приводит к материальным убыткам, поскольку вредит ходовой части поезда, говорит профессор кафедры "Вагоны" Петербургского университета путей сообщения императора Александра I Александр Третьяков:

"При срыве стоп-крана на поверхности колесных пар возникают ползуны, выщерблины и навары. Из-за этого в несколько раз увеличиваются динамические силы в системе колесо-рельс, следовательно, повышается вероятность образования усталостных дефектов. Если такие дефекты возникают, то при осмотре подвижной состав вводят в ремонт, что обходится недешево".

Плановый ремонт одного вагона обойдётся примерно в 100 тысяч рублей. Стоп-кран замыкает весь состав, в котором может быть более двух десятков вагонов, то есть счет пойдет на сотни тысяч или даже миллион рублей. Таким образом, если "шутника" поймают, его родителям или ему лично могут присудить весьма существенную сумму штрафа. Проблемы у него будут и в том случае, если кто-то из пассажиров в поезде пострадает из-за резкой остановки. РЖД выплатит компенсацию, а потом переложит ее на того, кто сорвал стоп-кран, следует из положений Гражданского кодекса.

Анна Коняева

Если же кто-то получит серьезные увечья или тем более погибнет, то здесь уже грозит уголовное наказание, предупреждает директор Центра правового обслуживания Анна Коняева:

"Сейчас установлена ответственность статьей 268 Уголовного кодекса, которая уже предусматривает ограничение свободы  на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок до 2 лет. Законодатель предлагает определить иной квалификационный состав и указать, что также важна цель совершения этого деяния". 


По сути, новая статья вернет уголовное наказание вне зависимости от того, есть пострадавшие или нет. Виновника смогут осудить за сам факт нарушения правил, если будет доказано, что у него был хулиганский умысел. Разумеется, закон при этом оставит возможность использования стоп-крана в тех ситуациях, для которых он и был придуман - если есть угроза жизни и здоровью людей. Обычно под этим понимают ситуацию, когда на человека напали, если кто-то упал с платформы, а машинист этого не видит, или когда случился пожар или другое происшествие, требующее немедленной эвакуации пассажиров.

Прослушать аудиоверсию программы

Ссылка на источник

Консультации, отдел по работе с клиентами, решение юридических вопросов
С помощью формы или по телефону:
+7 (495) 150-50-45
CAPTCHA

Отправляя данные формы, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности