Верховный Суд РФ предложил изменить правила примирения сторон

Проектом Федерального закона (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.01.2018 N 1) вносятся изменения в ГПК РФ, КАС РФ, АПК РФ и федеральное законодательство, регламентирующее деятельность судей и порядок разрешения споров с участием медиатора.

Законопроект разработан с целью предоставления сторонам разбирательства дополнительных возможностей для мирного решения конфликта. Истец и ответчик смогут примириться на любом этапе производства по делу и на стадии исполнения решения суда. О примирении могут попросить стороны спора, также право предложить мирное окончание процесса есть у суда.

Новые способы решения конфликтов

Проектом ФЗ утверждаются следующие виды процедур для примирения сторон:

  1. Сверка документов

Если участники процесса представили на рассмотрение суда документацию, с которой не ознакомлена одна из сторон дела до подачи иска и начала заседания, суд вправе отложить процесс на срок, не превышающий месяц и предложить сторонам сверить документы. Суд предлагает сверку, если есть основания полагать, что процедура приведет к примирению сторон.

  1. Переговоры

Стороны процесса вправе самостоятельно определить порядок переговоров. В случаях, установленных договором или законом, переговоры являются обязательной примирительной процедурой. Предполагается, что переговоры будут проходить на условиях, которые стороны определят самостоятельно. Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда переговоры должны проводиться в обязательном порядке.

  1. Медиация

Для урегулирования конфликтов с помощью процедуры медиации привлекаются посредники – медиаторы. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника…» (далее - ФЗ о медиации) осуществлять деятельность медиаторов на профессиональном уровне могут граждане старше 25 лет, имеющие высшее образование, а также дополнительное образование по вопросам медиации. Законопроект Верховного Суда устанавливает, что медиаторами могут выступать судьи в отставке.

  1. Судебное примирение

Стороны смогут решить спор с помощью независимого судебного примирителя. Примирителем может стать работник аппарата суда с опытом работы по юридической направленности не меньше 5 лет и с высшим юридическим образованием, или судья в отставке. В отличие от медиатора, судебный примиритель вправе изучать материалы дела, получив согласие суда. Примирительная процедура может быть назначена на любом этапе производства по делу.

  1. Другие примирительные процедуры

 В целях эффективного урегулирования спора законопроект допускает применение иных, кроме перечисленных, процедур, если они не противоречат закону.

В качестве результатов, ожидаемых от примирительной процедуры, в законопроекте указываются:

  • заключенное сторонами спора мировое соглашение;
  • полный или частичный отказ от иска;
  • признание иска полностью, или в отдельной части;
  • отказ от апелляционных, кассационных, надзорных жалоб;
  • признание фактов, на которых базируются требования (возражения) второй стороны;
  • подписание согласия на регистрацию товарного знака.

Примирение сторон в конфликтах, вытекающих из административных правоотношений

В настоящее время ФЗ «О медиации» регулирует сферу гражданских, семейных, трудовых правоотношений. Законопроект предлагает расширить перечень административными и иными публичными правоотношениями. Верховный Суд исходит из того, что примирительные процедуры (в том числе медиация), могут применяться в разбирательствах, проходящих в рамках административного судопроизводства в арбитраже или судах общей юрисдикции.  Стоит отметить, что в некоторых зарубежных государствах институт медиации уже сейчас широко применяется для урегулирования публично-правовых споров.

Действующее законодательство уже содержит нормы о примирении сторон. Однако, существующие примирительные процедуры нельзя назвать эффективным инструментом урегулирования споров в российском судопроизводстве. Верховный Суд РФ в пояснительной записке к проекту ФЗ указывает, что законодательное закрепление доступных и действенных механизмов примирения повысит качество правосудия.

На наш взгляд, при реализации нововведений могут возникнуть и негативные последствия. С принятием изменений сроки рассмотрения дел в судах однозначно затянутся, в последующем это может привести к невозможности исполнения судебных решений (в связи с тем, что должники умышленно выведут активы, откроют новое юридическое лицо, др.).

Нет необходимости и введения должности судебного примирителя, поскольку его функционал мало чем отличается от уже действующей  должности медиатора. Для государства возникнут дополнительные бюджетные затраты на реализацию изменений. Кроме того, привлечение в судебный процесс чиновника-примирителя, однозначно грозит усугублением  существующей сегодня проблемы – коррумпированности судебной системы.

Таким образом, позиция суда переложить споры в русло примирительных процедур, конечно, способствовало бы разгрузке судей, но полагаем, что данное направление было уже не так давно проработано и не стоит опять вносить изменения (появилась обязательное досудебное урегулирование спора, медиация), наиболее эффективны на наш взгляд – это минимизация бумажной волокиты в суде, переход на электронный документооборот, рассмотрение большего количества дел в упрощенном порядке.

Директор
ООО «Центр правового обслуживания»
Коняева Анна Юрьевна

Консультации, отдел по работе с клиентами, решение юридических вопросов
С помощью формы или по телефону:
+7 (495) 150-50-45
CAPTCHA

Отправляя данные формы, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности