В случае спора – сразу в суд? Изменены требования к досудебной подаче претензий

С 12 июля 2017 года устанавливаются новые требования по досудебному урегулированию споров для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Ранее до подачи искового заявления в арбитражный суд стороны были обязаны попытаться разрешить спор между собой в претензионном порядке, т.е. путем направления претензии с описанием спорной ситуации и требованием принять определенные меры по ее исправлению.

После принятия новых правил соблюдать такой претензионный порядок стороны обязаны далеко не всегда. Как понять, в каких случаях необходимо предварительно направить претензию, а в каких – сразу обратиться в суд?

В каких случаях претензионный порядок досудебного урегулирования спора обязателен?

Претензионный порядок досудебного урегулирования обязателен, если:

  • спорная ситуация касается возмещения убытков или выплаты компенсации в связи с нарушением исключительного права;
  • спорная ситуация касается взыскания денежных средств по требованиям, возникшим из договора или сделки, а также неосновательного обогащения стороны;
  • спорная ситуация возникла по другим основаниям, но обязательное соблюдение претензионного порядка предусмотрено договором между сторонами (для гражданско-правовых отношений) или специальным федеральным законом (для гражданско-правовых или публично-правовых отношений).

Пример из практики международной поставки

Китайский производитель промышленных станков заключил договор на поставку крупной партии оборудования с российской компанией. По условиям договора поставка осуществлялась после внесения 50% предоплаты производителю. Остальные 50% должны были быть оплачены в течение 30 дней после приемки оборудования. Однако по истечении указанного срока компания, принявшая оборудование, так и не произвела оплаты оставшейся суммы. Поскольку спорная ситуация касается взыскания денежных средств в соответствии с российским законодательством, перед подачей в арбитражный суд искового заявления китайский производитель обязан соблюсти досудебный порядок, направив претензию с требованием оплаты. Только по истечении 30-дневного срока с момента направления претензии поставщик имеет право обратиться в суд за разрешением спора.

Когда претензионный порядок досудебного урегулирования спора не требуется?

Для любых споров, отличающихся от указанных выше, соблюдение претензионного порядка не требуется. Стороны могут обращаться со своими требованиями о разрешении спорной ситуации непосредственно в суд.

Новая редакция закона прямо указывает, что соблюдение претензионного порядка не требуется для следующих категорий дел:

  • об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
  • о банкротстве;
  • корпоративных споров;
  • о защите прав и законных интересов группы лиц;
  • приказного производства;
  • связанных с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов;
  • о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
  • при обращении в суд представителей государства (прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления) и иных органов для защиты публичных интересов, прав и законных интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности (если другие правила не предусмотрены законом).

Недействительность сделки – претензия не нужна

Между банком и предпринимателем (заемщиком) был заключен кредитный договор. В обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору поручитель-юридическое лицо и банк заключили договор поручительства.

Уже после заключения договора поручителю стало известно, что банк и заемщик предоставили ему недостоверную информацию об имущественном положении предпринимателя, умышленно введя в заблуждение организацию-поручителя.

Как только поручитель узнал о недостоверности предоставленных данных, он вправе обратиться непосредственно в суд с требованием признать договор поручительства недействительным. Ранее перед подачей такого требования в суд поручитель был обязан соблюсти претензионный порядок, теперь же подача претензии не требуется.

Почему важно соблюдать претензионный порядок досудебного урегулирования спора?

При возникновении спора и его передаче на рассмотрение суда, крайне важно понимать, предусмотрен ли для такого спора претензионный порядок досудебного урегулирования. Если такой порядок для спора обязателен, но стороны не соблюдают его до обращения в суд, суд либо не примет исковое заявление к производству, либо не станет рассматривать спор по существу, что не позволит потерпевшей стороне защитить свои права.


Науменко Лариса

Заместитель директора ООО «Центр правового обслуживания»

Консультации, отдел по работе с клиентами, решение юридических вопросов
С помощью формы или по телефону:
+7 (495) 150-50-45
CAPTCHA

Отправляя данные формы, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности