В России готовится масштабная реформа рынка юридических услуг

В правилах судебного представительства планируются существенные изменения. Министерством юстиции РФ разработана Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Законопроекты, предлагающие изменения статуса судебных представителей подготовлены такжеВерховным Судом РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.10.2017 N 30), и депутатами Госдумы (проект Федерального закона от 27.09.2017 N 273154-7).

Какие изменения предусматривают нормативные акты, и как они отразятся на современном рынке юридических услуг в России?

Концепция Минюста

Авторы проекта указывают на несовершенство российской юридической системы. Несмотря на гарантированное Конституцией РФ право граждан на квалифицированную юридическую помощь, реализация этого права сегодня затруднена. Потребители получают юридические услуги низкого качества. До конца 1980 годов в каждом регионе России существовала единая коллегия адвокатов. Позже стали появляться и другие коллегии, которые получили право присваивать юристам с высшим образованием статус адвоката. Вместе с тем юридические услуги начали оказывать субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность, появились независимые консультанты, не являющиеся адвокатами, юридические фирмы и представительства иностранных юридических организаций. На протяжении длительного времени рынок юридических услуг в России развивался стихийно, без должного регулирования и контроля.

Концепция разработана дляизменения юридического рынка в целях устранения его отрицательных характеристик, и для повышения качества правовых услуг, предоставляемых российским гражданам и компаниям.

В качестве основной задачи Концепция предусматривает регулирование рынка правовой помощи, создание в России единой основы оказания юридических услуг, а именно:

  • повышение уровня юридической защиты лиц, обращающихся за получением правовых услуг;
  • создание системы юридической помощи, соответствующей мировым стандартам;
  • устранение ограничений, которые затрудняют организацию эффективной деятельности адвоката;
  • исключение из юридической профессии консультантов, недобросовестно отказывающих услуги;
  • недопущение юристов с низкой квалификацией к оказанию правовых услуг.

Для реализации Концепции предусмотрены три этапа:

  1. Первый этап (2018 год)

Будут разрабатываться нормативные акты по направлениям:

  • создание возможности сотрудничества адвокатов с адвокатскими образованиями по трудовому договору;
  • создание возможностей для выбора адвокатами форм коммерческих корпоративных организаций для ведения деятельности;
  • конкретизация налогообложения адвокатских образований и адвокатов в зависимости от формы осуществления ими деятельности;
  • создание возможностейдля использования средств индивидуализации адвокатскими образованиями;
  • допуск адвокатских образований к участию в госзакупках;
  • введение новых правил для иностранных адвокатов и юристов, не обладающих таким статусом. Планируется создание специального реестра, в котором указанные лица должны зарегистрироваться перед осуществлением деятельности.
  • введение новых требований к иностранным юристам, которые смогут стать адвокатами при условии, если получили высшее юридическое образование в России, в СССР, или в стране, образование которой признается Россией;
  • введение запрета на косвенный или прямой контроль иностранных лиц за адвокатскими образованиями.
  1. Второй этап (2019 год)

Планируется разработка актов, которые обеспечат временный упрощенный режим перехода в адвокатуру лиц, оказывающих правовую помощь.

Стать адвокатом в упрощенном порядке практикующий юрист сможет при условии сдачи экзамена на знание закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. Для переходящих в адвокатуру юристов авторы Концепции предусматривают максимально удобный формат сдачи экзаменов и отмену вступительных взносов (или их установление в небольшом размере). Упрощенный порядок будет действовать до 2023 года, после этого срока юристы будут переходить в адвокатуру в обычном режиме.

  1. Третий этап (2020 - 2022 гг.)

Этап перехода юристов в адвокатуру, в том числе в описанном выше упрощенном порядке. К моменту окончания периода в адвокатуру должны перейти все заинтересованные лица.

С начала 2023 года представлять интересы лиц в судах смогут только профессиональные адвокаты и юристы, работающие в составе юридических подразделений. В то же время предусматривается, что с начала 2023 года в России юридическую помощь на платной основесмогут оказывать лишь адвокатские образования и адвокаты. Коммерческие юридические фирмы до указанного срока должны будут получить статус адвокатского образования.

Авторы проекта указывают, что если при анализе результативности изменений будет установлено, что к 2023 году численность адвокатского сообщества не сможет полноценно обеспечивать потребности граждан и организаций в получении юридической помощи, допускается пересмотр длительности третьего этапа.

Законопроекты Верховного Суда РФ и депутатов Госдумы

Депутатами Госдумы представлен для рассмотрения законопроектN 273154-7, в соответствии с которым защищать интересы физических и юридических лиц в гражданском и арбитражных судах могут граждане России, получившие высшее юридическое образование по аккредитованной в РФ учебной программе.Также правом на осуществление представительства наделены лица, имеющие ученую степень по юриспруденции и российские организации.

Для иностранных граждан устанавливаются следующие правила: выступать представителями могут иностранцы, получившие юридическое образование по аккредитованной в России учебной программе, или получившие в России ученую степень по юриспруденции. Если иностранец получил образование за рубежом, для представительства в Российских судах он должен сдать профессиональный экзамен в России.

Также свою лепту в изменения процессуальных кодексов РФ вносит Верховный Суд РФ (постановлением N 30), направив в государственную думу РФ свои предложения в части представительства в суде и предложив следующие изменения.

Дополнить требованием о высшем юридическом образовании для представителей статью 49 ГПК РФ, устанавливающую перечень лиц, которые могут быть представителями в суде, внести дополнение в ст. 51 ГПК, указав, чтоиные лица, кроме адвокатов и законных представителей должныбудут представлять суду документы, подтверждающие полномочия и высшее юридическое образование.

Как реформа отразится на рынке юридических услуг?

Предложенный депутатами законопроект № N 273154-7 и Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 30 меняют статус представителя в судебном процессе, однако, устанавливают только требование к наличию у него высшего юридического образования. Концепция Минюста предлагает более глобальные изменения и фактически вводит адвокатскую монополию на юридическом рынке.

Минюст рассматривает адвокатуру как наилучший вариант объединения представителей юридической профессии, поскольку применительно к ней ужеразработаны этические стандарты, гарантии, единые требования на допуск к деятельности.

Предполагается, что с принятием новых правил, юристы с сомнительной квалификацией и образованием не смогут выступать в судах в защиту граждан и организаций, что повысит качество оказываемой правовой помощи.

Однако нельзя не отметить возможные негативные последствия реформы. Повышение требований к правозащитникам может снизить уровень доступа граждан и юридических лиц к профессиональной юридической помощи и правосудию.

Кроме того, с принятием изменений одни участники юридического рынка получают не всегда обоснованное преимущество перед другими. Реформа может ограничить данное Конституцией право юристов на выбор профессии и рода деятельности.

Изменения могут ухудшить положение граждан, которые долгое время обращаются за защитой прав к своему юристу, но не смогут пользоваться его услугами в дальнейшем, если он не станет адвокатом. Вероятно, пострадают владельцы юридического бизнеса, поскольку могут в связи с принятием изменений потерять часть сотрудников.

Закон устанавливает для коммерческих юридических фирм условие по обязательному приобретению до 2023 года статуса адвокатского образования, а для частнопрактикующего юристов – статуса адвоката. Переход в адвокатуру однозначно повлечет повышение цен на юридические услуги. В результате реформы в невыгодном положении останутся потребители этих услуг – граждане и юридические лица, которые будут вынуждены платить за правовую помощь с учетом увеличения цены на нее, для некоторыхиз них юридическая помощь может стать вообще недоступной.

Этапы реализации реформы разработаны на бумаге, но процесс их воплощения в жизнь пока не понятен. На данный момент рассмотренные изменения имеют предварительный характер. В случае возникновения нежелательных последствий реформыМинюст не отрицает возможности пересмотра некоторых положений Концепции.

Директор
ООО «Центр правового обслуживания»
Коняева Анна Юрьевна

Консультации, отдел по работе с клиентами, решение юридических вопросов
С помощью формы или по телефону:
+7 (495) 150-50-45
CAPTCHA

Отправляя данные формы, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности