Сегодня государственные структуры всех уровней, в том числе инспекции ФНС, переходят на электронный документооборот, внедряются электронные сервисы для упрощенного взаимодействия с заявителями. Однако о полном переходе на электронное обслуживание говорить еще рано. Для получения справки, регистрации бизнеса, оформления вычета и получении большинства других услуг все так же требуется лично обратиться в инспекцию. Как работают налоговые инспекции, с какими сложностями можно столкнуться, посещая инспекцию? Какие преимущества в работе инспекций замечают налогоплательщики?
Ниже приведена статистика налоговых служб в Санкт-Петербурге. Рейтинг сформирован по данным:
- газеты «Учет.Налоги.Право.»: https://www.gazeta-unp.ru/
- сайта Zoon: https://spb.zoon.ru/
- сайта GDEFIRMI.RU: http://gdefirmi.ru/
- сайта «Отзовик»: http://otzovik.com/
- отзывов ресурса «Яндекс.Карты»: https://yandex.ru/maps/2/saint-petersburg/
По мнению налогоплательщиков, в инспекции работают внимательные и отзывчивые сотрудники, которые подробно информируют по любым вопросам, входящим в их компетенцию. В свободном доступе, на стойке информации, находятся распечатанные бланки заявлений, что позволяет сэкономить время. Однако отмечается ряд проблем в работе инспекции: сложно дозвониться, чтобы получить консультацию по телефону, затягиваются сроки оформления документов для получения вычетов.
В общем налогоплательщики положительно оценивают работу инспекции. Очевидное преимущество в возможности быстро дозвониться в отделение и получить подробную консультацию, доброжелательность персонала. В часы приема по субботам в отделении бывают очереди, к этому нужно быть готовым при посещении инспекции в выходной день.
Инспекция администрирует страховые организации, банки, компании, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, филиалы и представительства иностранных организаций. Работа инспекции отмечается налогоплательщиками положительно. Вежливые, высококвалифицированные специалисты помогают с решением вопросов любой сложности. Документы оформляются быстро.
Инспекцию отличает быстрая и качественная работа с принятой документацией, оперативная информационная рассылка, возможность быстро дозвониться и проконсультироваться по телефону, корректное поведение инспекторов при проведении проверок.
Получить нужную информацию или сдать документацию в этой инспекции можно быстро, поскольку очередей почти нет. Однако многие налогоплательщики отмечают некорректное, недоброжелательное поведение специалистов. Посетители инспекции говорят о том, что в решении таких важных вопросов, как, например, доначисление пени и штрафов, нет четкого алгоритма. В аналогичных ситуациях к одному налогоплательщику могут применить минимальную санкцию, а к другому максимальную. В инспекцию сложно дозвониться.
Из преимуществ инспекции посетители отмечают отсутствие очередей. Неудовлетворительная оценка дается работе специалистов: подробных разъяснений работники инспекции не дают, отправляют от окна к окну, не заинтересованы помочь посетителю в решении его проблемы. По мнению налогоплательщиков, инспекция предъявляет излишние требования в процессе оформления документации, затягивает сроки рассмотрения обращений. Также граждане говорят о технических сложностях, например, затруднено перемещение в помещении инспекции: периодически не работают лифты, а двери между этажами часто закрыты.
Инспекция расположена в том же знании, что и ФНС России № 9, окна приема отчетности и информационные окна и находятся на одном этаже, в связи с чем посетителям сложно разобраться, куда именно нужно обращаться, при этом сотрудники отделения разобраться не помогают. Также налогоплательщики сталкиваются с невозможностью дозвониться в отделение, негативным отношением специалистов к посетителям. Негативная оценка дается проверке поступающих платежей. Однако граждане отмечают, что в последнее время отделение стало работать лучше.
В инспекции постоянные очереди. В отделение сложно дозвониться, также инспекция не направляет, или направляет с большим опозданием ответы на электронные обращения. Налогоплательщики говорят о сложностях с получением справок и учетом платежей. Налоговые платежи не проводятся, невыясненные суммы «зависают». Из положительных сторон работы инспекции отмечается компетентность специалистов, которые грамотно консультируют при личном обращении.
Получить развернутую консультацию можно как при личном посещении отделения, так и по телефону, дозвониться до инспекции не составляет труда. Обслуживание как физических, так и юридических лиц проходит быстро, при возникновении сложных ситуаций сотрудники инспекции помогают разобраться. Зарегистрировать ИП или юридическое лицо в инспекции можно в короткий срок.
Налогоплательщики оценивают работу инспекции высоко. Электронная очередь работает четко и быстро, одновременно посетителей обслуживают много окон. Прием документов на смену юридического адреса, регистрацию ИП проходит оперативно. Сложности могут возникнуть, если взять неправильный номерок в электронную очередь, в этом случае придется пропустить свою очередь и занять ее вновь. Сотрудники компетентны и вежливы.
Посетители положительно характеризуют отделение. Инспекторы качественно консультируют как граждан, так и юридических лиц по любым вопросам, входящим в компетенцию. Получить консультацию можно при личном посещении инспекции, и по телефону. Документы принимаются и обрабатываются быстро. Инспекция проводит уроки налоговой грамотности в школах Василеостровского района.
Посетители отмечают значительные недостатки в работе инспекции. Дозвониться в отделение очень сложно, постоянно происходят сбои при приеме отчетности. Налогоплательщики сталкивались с необоснованными требования по недоимкам и последующим необоснованным списанием средств через банк, на возврат денег предпринимателям приходилось тратить довольно много времени. Посетители говорят о том, что инспекция теряет документы, не отвечает на электронные запросы. Длительное время занимает зачет переплаты по одному налогу в счет другого, срок зачета нарушается.
Специалисты инспекции помогают в составлении документации и исправлении ошибок, с инспекцией легко производить сверку взаиморасчетов, всегда можно получить ответы на вопросы, посетители отмечают компетентность сотрудников. В то же время для получения справки нужно отстоять очередь, бывает сложно дозвониться до отделения.
Хорошо отлажена работа по приему отчетности по электронным каналам связи. В отделении нет очередей, можно получить исчерпывающий ответ на вопрос. Из недостатков инспекции - волокита в обработке документов, предоставлении справок. Инспекция не отвечает на электронные сообщения.
Высокую оценку отделение получает за вежливое обслуживание и компетентность сотрудников, работники инспекции помогают при оформлении документов. В отделении есть оборудованные места с досками информации, где можно найти информацию по кассам, декларациям, срокам и т.д. Из недостатков – очереди.
В целом налогоплательщики оценивают работу инспекции положительно. Много окон, оперативная работа сотрудников, очереди бывают редко. Сотрудники инспекции оперативно работают с документами, помогают в заполнении деклараций, разъясняют, какая документация нужна для проведения процедур. Из недостатков – сложно дозвониться.
Доброжелательные сотрудники, быстрая электронная очередь, работа со всеми категориями налогоплательщиков хорошо налажена. Эта инспекция положительно оценивается посетителями.
По мнению налогоплательщиков, сотрудники инспекции работают медленно, затягивают сроки ответов на обращения, проблемы могут возникнуть с регистрацией компании (запрашивается дополнительная документация, четко не разъясняется порядок регистрации). Большие очереди на сдачу отчетности.
Несмотря на то, что посетителей в инспекции сравнительно немного, ожидание в электронной очереди занимает время. Налогоплательщики высказывают сомнения по поводу компетентности сотрудников инспекции, поскольку для получения развернутого ответа на вопрос приходится обращаться к нескольким инспекторам. В то же время нельзя не отметить вежливость сотрудников и желание помочь.
По оценке налогоплательщиков, инспекция затягивает проверку документов. Также из недостатков отмечают очереди и некомпетентность сотрудников в сложных налоговых вопросах.
Преимуществом является удобное расположение отделения. Сотрудники инспекции подробно консультируют граждан, оперативно отвечают на электронные обращения. Ожидание в электронной очереди может занять довольно много времени.
В инспекции редко бывают очереди, у сотрудников можно получить консультацию, в том числе по телефону. Проблем с получением справок, подачей документов, сдачей отчетности в большинстве случаев у посетителей не возникает. Из минусов – сложно дозвониться.
Бывают сложности со сдачей отчетности и получением документации. Налогоплательщики отмечают вежливость и компетентность инспекторов. Основной недостаток инспекции – медленное обслуживание.
Как видно из приведенного описания работы инспекций Санкт-Петербурга, верхние позиции рейтинга по таким показателям как оперативность работы, компетентность сотрудников, доброжелательность, возможность быстро получить справочную информацию и оформить документы занимают ИФНС № 3 (Петродворцовый р-н), № 4 (Cпециализированная инспекция), № 7 (Адмиралтейский р-н), № 12 (Курортный и Кронштадтский р- № 15 (Единый центр регистрации), № 16 (Василеостровский р-н), № 22 (Красносельский р-н). Наибольшее количество сложностей возникает при обращении в инспекции № 9 (Центральный р-н), № 17 (Выборгский р-н) № 23 (Московский р-н - юридические лица).
Вожова Елена
Ведущий юрисконсульт
ООО Центр правового обслуживания