В июле 2018 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16 июня 2018 г. N 693 (далее – Постановление), регламентирующее порядок автоматического обмена финансовой информацией с компетентными иностранными органами. Нормативным актом устанавливаются условия, состав, сроки, порядок передачи финансовыми структурами России данных о клиентах-налоговых резидентах других стран в налоговую службу России. Обмен данными осуществляется на международном уровне и поддерживается 73 государствами.
Предпосылки изменений
В 2016 году РФ подписала Многостороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией (далее - CRS MCAA). Позже, осенью 2017 года был принят ФЗ N 340, которым были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ для эффективной реализации автоматического обмена документами и сведениями. Законом был введен ряд новых для налогового законодательства России терминов и раскрыты понятия международного автоматического обмена информацией, финансовой информации, организации финансового рынка. Указанные изменения были внесены в главы 20.1 и 20.2 НК РФ. Следующим этапом имплементации РФ положений соглашения стало принятие рассматриваемого Постановления, действие которого началось с 19.07.2018 года.
Основные положения Постановления
Подзаконным актом установлен состав сведений о клиентах, выгодоприобретателях и контролирующих их лицах, а также подробно раскрыт весь процесс передачи сведений в уполномоченную структуру. В частности, организации передают в госорган следующие данные:
- Общие сведения об организации, которые включают в себя ее название, ее ОГРН, ИНН, данные лица, который уполномочен передавать сведения, отчетный период.
- Данные об иностранном налоговом резиденте, являющемся клиентом, которые включают в себя:
- для гражданина - его установочные данные, территория налогового резидентства, присвоенный иностранным государством иностранный ИНН;
- для организации (или структуры без образования юридического лица) – ее название, адрес регистрации за границей, ИНН, территория налогового резидентства.
- Сведения обо всех заключенных договорах с клиентом, в отношении которого необходимо передавать информацию: идентифицирующие данные о договоре, сведения об открытии договора (время, дата), стоимость договора, его валюту, сумма средств на счете, стоимость имущества, размер обязательств клиента и т.д.
Также документом закреплены правила, в соответствии с которыми организации получают у клиентов информацию, рассмотрены вопросы обработки данных и порядок предоставления информации в контролирующий орган, определены перечни видов договоров и организаций, на которые правила главы 20.1 НК РФ не распространяются, раскрыты признаки организаций с активной деятельностью.
Постановление разделяет договоры, заключаемые финансовыми организациями с клиентами на новые и ранее заключенные. В зависимости от статуса договора меняется порядок направления запроса и механизмы анализа сведений о клиентах. Разделение договоров проводится исходя из даты вступления Постановления в законную силу.
По каким субъектам необходимо отчитываться и как происходит обмен информацией?
Собирать сведения о клиентах и передавать их в налоговую службу обязаны организации финансового рынка, к ним относятся кредитные структуры, депозитарии, негосударственные пенсионные фонды, доверительные управляющие, брокеры, страховые компании (осуществляющие определенные виды страхования), управляющие компании и иные участники финансового рынка. При этом в Постановлении указано, что обязанностью сообщать сведения о клиентах могут быть наделены и другие финансовые организации, при условии, что они получают от клиентов активы или денежные средства для совершения сделок в интересах или за счет клиента.
В контролирующую структуру передается информация:
- о гражданах - резидентах юрисдикции, участвующей в соглашении, если они являются держателями счетов – в налоговые органы данной юрисдикции;
- о пассивных и активных организациях – в налоговые органы того государства резидентами которого они являются при условии, что государство участвует в соглашении;
- о контролирующих лицах финансовых организаций, если такие лица являются резидентами государств – участников соглашения. Данные передаются в налоговую службу государства, резидентами которого являются эти лица.
Реализуется международный обмен информацией следующим образом: финансовые структуры присоединившихся к соглашению стран осуществляют идентификацию клиентов – налоговых резидентов. Полученные сведения передаются в налоговые органы государств-участников соглашения. Впоследствии такие данные передаются в налоговые органы других государств-участников CRS MCAA. С помощью автоматического обмена налоговые структуры каждого государства-участника соглашения могут получать сведения о заграничных активах своих граждан – налогоплательщиков.
Сроки передачи сведений и ответственность за их непредставление
Сроки передачи отчетности различаются. Информация о клиентах передается в контролирующий орган в следующие периоды:
- До конца июля 2018 года по ранее заключенным договорам с иностранными налоговыми резидентами (гражданами), если стоимость договора превышает 1 миллион долларов США, или эквивалентную сумму в другой валюте.
- До конца июля 2018 года по ранее заключенным договорам с иностранными налоговыми резидентами (компаниями), если стоимость договора превышает 250.000 долларов США, или эквивалентную сумму в другой валюте.
В других случаях информация направляется до конца мая следующего за отчетным периодом года.
Какие санкции предусмотрены за нарушения?
С помощью автоматического обмена налоговый орган сможет беспрепятственно получать информацию об иностранной компании, иностранных счетах лица. При выявлении ФНС в процессе автоматического обмена нарушений валютного и налогового законодательства, нарушителям грозит административная, а в некоторых случаях уголовная ответственность:
- Личные счета в иностранном банке
В случае выявления личного счета резидента в иностранном банке, о котором налоговый орган не был уведомлен, предусмотрены штрафные санкции в соответствии со ст. 15.25 КоАП:
- за несообщение об открытии счета;
- за ненаправление отчетной информации о движении денег;
- за осуществление незаконных валютных операций, если они осуществлялись с использованием счета.
Также в отношении лица могут быть доначислены налог на доходы физических лиц, пени, назначены штрафы за неподачу декларации в соответствии со ст. 119 НК РФ, штрафы за неуплату налога в соответствии со ст. 122 НК РФ.
- контролируемые иностранные компании
В случае неуведомления налогового органа о КИК предусмотрены штрафные санкции:
- за непредставление в госорган сведений об участии в иностранной компании;
- за непредставление сведений о КИК контролирующим лицом в соответствии со ст. 129.6 НК РФ.
Также в отношении нарушителя могут быть доначислены НДФЛ, пени, назначены штрафы за неподачу декларации и несвоевременную уплату налога, а в случае уклонения от уплаты в бюджет налогов в крупных суммах предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 198 и 199 УК РФ.
Какие последствия ожидаются для налогоплательщиков и как подготовиться к изменениям?
С момента подписания CRS MCAA и последующего принятия соответствующих законов и нормативных актов Российская Федерация окончательно присоединилась к глобальной международной системе обмена информацией. Цель автоматического обмена в рамках РФ – предупреждение и пресечение ухода российских резидентов от уплаты налогов через заграничные юрисдикции. CRS MCAA позволит налоговым органам РФ держать под контролем активы и счета своих резидентов. Большинство финансовых процедур и действий со счетами станут прозрачными и будут свободно проверяться уполномоченными структурами.
Для предупреждения санкций со стороны ФНС России, компаниям и гражданам, имеющим счета за границей, необходимо своевременно адаптироваться под изменившиеся условия и привести деятельность в соответствие с новыми требованиями законодательства. Организациям нужно внедрить процесс идентификации клиентов и тщательно отслеживать все новые требования, предъявляемые к содержанию и порядку передачи отчетной документации.
Для разъяснения правил обмена автоматической информации на официальном сайте ФНС создан специальный раздел, в котором размещаются проекты документов, публикуются ответы на вопросы налогоплательщиков.
специалист в области международного права
ООО «Центр правового обслуживания»
Гучуа Гуритана Геноевна