Регистрация наименования места происхождения товара (НМПТ)

Зачем нужно регистрировать НМПТ? Рассмотрим на простом примере: Возьмем такой регион, как Тула. С чем у Вас ассоциируется этот город? Ответ очевиден, каждый человек от мала до велика, вспомнит о невероятно вкусных пряниках. НМПТ «Тульский пряник» было зарегистрировано еще в 1998 году, и уже сейчас имеет мировую известность. Правовая охрана исключительного права, как основная функция регистрации НМПТ была достигнута, о чем свидетельствуют широкая известность данного средства индивидуализации (Например, с 1 июня 2017 года тульский пряник вошел в бортовое меню крупнейшей компании «Аэрофлот») и отсутствие злоупотреблений со стороны конкурентов. Одновременно регистрация способствовала привлечению в Тулу большого потока туристов (Например, XXV Юбилейный Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна» 2017 г. была проведена в Туле, а участникам фестиваля даже была предоставлена возможность изготовить тульские пряники), что положительно сказалось на экономике региона в целом.

Что же такое НМПТ?

Наименование места происхождения товара (НМПТ) – это указание на географическую принадлежность товара, связывающее его характерные свойства с природными и (или) человеческими ресурсами данного географического объекта. В нашей стране яркими примерами НМПТ выступают – семеновская матрешка, вологодское масло, кадомский вениз, оренбургский пуховый платок, клинская ёлочная игрушка, ростовская финифть, павловопосадский платок и многие другие.

НМПТ и товарный знак – одно и то же?

Так как характерные свойства товара, обусловлены местонахождением, все производители конкретного региона могут обладать правом на соответствующее НМПТ. В связи с этим, регистрация может быть «первичная», которая осуществляется в случаях, если данное наименование еще не было зарегистрировано и соответственно «вторичная», если регистрация уже была осуществлена. Тогда как, товарный знак может зарегистрировать строго определенный предприниматель или юридическое лицо, который в последующем будет единственным собственником. Помимо этого, важным отличием является ограниченное право распоряжения правообладателя НМПТ своим средством индивидуализации, поскольку только в компетенции ФИПС предоставлять права на уже зарегистрированные наименования места происхождения товара. Тогда как, правообладатель товарного знака вправе совершить отчуждение исключительного права самостоятельно, посредствам заключения лицензионного договора.

Услуги по регистрации НМПТ:

НМПТ является достаточно новым институтом в России с точки зрения его активного использования, по состоянию на сентябрь 2017 года ФИПС было обработано 85 заявок, в 2016 году - 18 заявок.

Заявка на регистрацию НМПТ, а также на предоставление исключительного права на это наименование может быть подана как одним, так и несколькими лицами.

В подтверждение исключительного права федеральный орган исполнительной власти выдает соответствующее свидетельство, которое является основанием использования, зарегистрированного НМПТ.

«Наименование мест происхождения – является достаточно эффективным средством индивидуализации, которое позволит сделать Ваш товар узнаваемым на рынке, обеспечив при этом надежную правовую охрану»

Алёна Тупицына, помощник Центра правового обслуживания

В целом, процедура регистрации представляет собой достаточно сложный многоуровневый процесс, по этой причине, большинство заявителей, обращаются за помощью в юридические фирмы, предоставляющие соответствующие услуги. Это обосновано по следующим причинам:

  1. Юридическая компания осуществит предварительную проверку на предмет достаточности информации и документов, а также наличии первичной регистрации данного НМПТ. Проверка имеет важное значение, поскольку срок регистрации достаточно продолжительный (восемнадцать месяцев и две недели, согласно Приказу Минэкономразвития России от 30.09.2015 г. №698), а размер пошлины за регистрацию заявки и проведение экспертизы обозначение значительный - 13500 рублей (на основании Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2017 г. №1151). В этой связи необходимо убедиться, что основания для отказа в принятии заявки на регистрацию НМПТ отсутствуют.

  2. Важно помнить, что в случае допущения ошибок в заявочных документах возникнет необходимость оплатить дополнительную пошлину – 2000 рублей на каждый месяц продления, а срок рассмотрения заявки будет продлён до 6 месяцев (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2017 г. №1151)

  3. Введение делопроизводства по заявкам в электронном виде, позволяет юридическим компаниям, оказывающим услуги по регистрации на профессиональном уровне, значительно сократить время всей процедуры в целом, а также увеличить шансы, на получение положительного результата.

  4. Введение делопроизводства с самого начала и осведомленность о всех обстоятельствах, препятствующих регистрации, в дальнейшем позволит выстроить индивидуальную стратегию защиты конкретного средства индивидуализации.

Наименование мест происхождения – является достаточно эффективным средством индивидуализации, которое позволит сделать Ваш товар узнаваемым на рынке, обеспечив при это надежную правовую охрану. С помощью регистрации Вы сможете не только увеличить свою экономическую прибыль, но и прославить свой регион. Мы уверены, что у каждого производителя есть шанс занести в сознание потребителей новые «нарицательные словосочетания», как сумело сделать ОАО «Ясная Поляна», зарегистрировав «Тульский пряник».

Помощник юриста

Центра правового обслуживания

Тупицына Алёна

Консультации, отдел по работе с клиентами, решение юридических вопросов
С помощью формы или по телефону:
+7 (495) 150-50-45
CAPTCHA

Отправляя данные формы, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности