Проект Закона о географических указаниях

В ближайшем будущем в России может появиться новый объект интеллектуальных прав – географическое указание. Проект Федерального закона (№ 509994-7), который должен внести изменения в четвертую часть ГК РФ, уже прошел первое чтение в Госдуме. Поговорим о содержании поправок и целях их внесения в действующее законодательство.

Содержание законопроекта

В ГК РФ предлагается ввести новое понятие: «географическое указание», под которым понимается обозначение, позволяющее определить географический объект, производящий товар. Право использовать охраняемое географическое указание смогут получить производители конкретного региона (географического района), в случае, если ими соблюдаются установленные условия производства.

В действующем законодательстве уже есть похожая правовая конструкция. Согласно § 3 главы 76 части 4 ГК РФ правовая охрана предоставляется наименованию места происхождения товара (НМПТ).

Географическое указание и НМПТ сходные, но не аналогичные по смыслу понятия. НМПТ – это особый вид географического указания. Оба обозначения предназначены для информирования покупателя о месте производства товара и его качественных характеристиках, определенных местом производства. Различаются понятия тем, что характеристики и свойства товара, охраняемого НМПТ, должны быть преимущественно (в некоторых случаях – исключительно) связаны с регионом происхождения. Как правило, для такого обозначения в конкретном регионе должен находиться источник сырья, а также должна производиться его обработка. Для маркировки товара географическим указанием производителю можно будет соблюсти только один критерий, обусловленный географическим местом происхождения, этим критерием может быть какое-то свойство товара, его качество, или репутация.

Географическое указание не отменяет НМПТ, а будет действовать наравне с ним. В тексте законопроекта уточняется, что правила ГК РФ о географических указаниях применяются и к НМПТ.

Проектом устанавливаются, в том числе:

  • процедура и порядок регистрации географического указания;
  • порядок его использования;
  • требования к содержанию заявки;
  • процедура отзыва заявки;
  • процесс оспаривания решения по заявке;
  • порядок внесения изменений в Государственный реестр наименований;
  • порядок выдачи свидетельств об исключительном праве на географическое указание;
  • основания для прекращения правовой охраны географического указания и действия исключительного права на него;
  • ответственность за незаконное использование географического указания.

Для регистрации географического указания установлены условия и ограничения:

  1. Хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его основных характеристик, должна производиться на территории географического объекта.
  2. Особые требования к качеству продукта, его репутации, стадиям производства, иным основным характеристикам могут быть установлены федеральными законами и иными правовыми актами, в том числе правовыми актами субъектов РФ, в состав которых входят указанные географические объекты.
  3. Нельзя признать географическим указанием обозначение, которое находится в РФ во всеобщем употреблении в качестве обозначения определенного товара, не связанного с местом его производства.
  4. Не может быть предоставлена правовая охрана в качестве географического указания обозначению, ранее зарегистрированному в качестве НМПТ в отношении товара того же вида, и наоборот.

Проектом устанавливается, что географическое указание может быть зарегистрировано гражданами (одним или несколькими), организациями или объединением лиц. Заявитель самостоятельно определяет, на охрану какого объекта, НМПТ или географического указания он претендует, обращаясь за регистрацией того или иного обозначения.

В случае принятия изменений исключительное право на географическое указание будет действовать 10 лет с момента подачи заявки в госорган. Указанный срок действия может быть продлен по заявлению правообладателя.

Зачем нужны изменения?

Основные характеристики товара: его репутация, качество, во многом определяются местом происхождения. У потребителя, приобретающего товары определенного вида, выстраивается четкая ассоциативная связь между свойствами товара и территорией, на которой он произведен (например, «Тульский пряник», «Башкирский мед» и др.).

Благодаря использованию НМПТ регионы приобретают известность, уникальные товары привлекают инвестиции, что способствует увеличению рабочих мест и активному развитию туризма. Производители товара имеют право оформить НМПТ, но сделать это сложно, регистрация рассматриваемого объекта интеллектуальной собственности связана со множеством проблем. В настоящее время в России лишь немногим производителям удалось официально закрепить за собой статус региональных брендов. Согласно пояснительной записке к законопроекту, в РФ действует 170 регистраций НМПТ, из которых 135 российские. Для сравнения, в Евросоюзе охраняется более 3000 географических указаний и НМПТ.

По мнению авторов законопроекта, действующее законодательство не позволяет в полной мере использовать заложенный в НМПТ потенциал. В России отсутствуют госорганы, которые уполномочены выдавать заключения в отношении некоторых групп товаров. Во многих случаях невыполнимо выдвигаемое к заявителю требование быть непосредственным производителем товара. Например, не могут быть заявителями при регистрации НМПТ объединения производителей сырья и конечного продукта и лиц, которые хранят, перевозят и распространяют товар, маркированный НМПТ. Однако особые свойства и оригинальные характеристики товара зависят от деятельности этих лиц. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что такие ассоциации должны быть наделены правом на использование в своей деятельности НМПТ.

Кроме того, сегодня в России возникла потребность в охране большего количества обозначений, указывающих на территориальное происхождение товаров, обладающих определенными свойствами и репутацией. Эти товары крайне сложно зарегистрировать как НМПТ, поскольку для регистрации установлены жесткие требования. Для таких обозначений должны быть предусмотрены упрощенные условия. По указанным причинам сегодня назрела необходимость наряду с НМПТ использовать и новое для РФ обозначение – географическое указание.

Субъекты РФ производят товары с уникальными характеристиками, обусловленными, в том числе, именно географическим положением. По мнению законодателя, введение нового понятия в гражданское законодательство послужит продвижению и популяризации в России региональных брендов.

Изменения имеют положительное значение как для потребителя, который будет знать, что уникальный товар производится в определенном регионе, так и для производителя, бренд которого будет защищен. В то же время официальное принятие новой правовой конструкции связано с рисками. Не исключено, что из-за упрощенной процедуры регистрации географических указаний на рынке появится больше контрафактного товара. Только практика использования нового объекта права сможет выявить как его положительные, так и отрицательные черты. Однако, такие изменения в законодательстве назрели, и диктуются новыми условиями и внутреннего, и общемирового рынка.

Гурова Елена
Специалист по интеллектуальной собственности
ООО «Центр правового обслуживания»

Консультации, отдел по работе с клиентами, решение юридических вопросов
С помощью формы или по телефону:
+7 (495) 150-50-45
CAPTCHA

Отправляя данные формы, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности