В ближайшее время может увеличиться ответственность перевозчика за допущенную просрочку при доставке пассажиров, грузов и багажа. Проект соответствующих изменений в статью 120 Воздушного Кодекса Российской Федерации (далее-ВК РФ) внесен в Госдуму членами Совета Федерации 1 февраля 2018 года (проект Федерального закона № 379172-7).
Что изменится?
В настоящее время сумма штрафа за несвоевременную доставку пассажиров, грузов и багажа равна 25 рублей за каждый час просрочки, (или 25% МРОТ), но не более половины от размера провозной платы. Проект предлагает внести в статью 120 ВК РФ поправки, согласно которым за пропуск срока доставки в пункт назначения пассажиров, грузов или багажа перевозчик должен будет заплатить пассажиру, грузоотправителю или грузополучателю штраф в размере 100 рублей за час просрочки. Предел суммы штрафа в 50% перевозной платы остается прежним.
Денежная компенсация выплачивается по письменному заявлению лица, чье право было нарушено задержкой. Перевозчик может избежать штрафных санкций, если докажет, что просрочка произошла по причинам, не зависящих от его воли, например:
- вследствие непреодолимой силы, например, из-за неподходящих погодных условий;
- по причине устранения поломок самолета, которые могли бы угрожать жизни и здоровью пассажиров;
- иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Причины принятия изменений
В пояснительной записке к проекту закона указывается, что нововведения направлены на увеличение ответственности перевозчиков за допущенную по их вине задержку вылета самолета. Установленный действующей редакцией статьи 120 ВК РФ размер штрафа за просрочку несопоставим с суммами, которые тратятся пассажирами за перевозку. Несмотря на меняющуюся экономическую обстановку в стране, содержание рассматриваемой статьи не менялось с 2000 года, в связи с этим представителями власти было принято решение об увеличении штрафных санкций в 4 раза.
Сегодня пассажиры получают компенсации за задержки рейсов нечасто. Граждане не хотят тратить время на сбор документации и написание претензий. Сложно доказать, что рейс задержался именно по вине перевозчика, а не по обстоятельствам, вызванным внешними факторами. Кроме того авиакомпании предлагают мизерные компенсации за задержку рейса. Например, в июле 2017 года, в разгар туристического сезона рейсы одного из известных российских перевозчиков задерживались ежедневно. За задержку рейса на 14 часов по вине перевозчика гражданам была предложена компенсация в размере 350 рублей. В обоснование суммы компенсации авиакомпания ссылалась на ст. 120 ВК РФ и ст. 5 ФЗ от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», в соответствии с которой базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей составляет 100 рублей. Сумма компенсации была рассчитана по формуле: 25 рублей за 1 час задержки × на 14 часов задержки = 350 рублей.
Предполагается, что увеличение штрафных санкций возможно станет стимулом для перевозчиков не задерживать рейсы на длительное время. Опасаясь повышенного наказания за просрочку доставки, компании будут добросовестнее относиться к проверке и обслуживанию воздушного судна, а также к соблюдению сроков доставки. Однако можно предположить, что потенциальные расходы на штрафы перевозчики могут включить в стоимость билетов.
Ведущий юрисконсульт
ООО «Центр правового обслуживания»
Бражников Владимир Сергеевич