Сотрудники на больничном: брать или не брать — вот в чем вопрос?
Для работодателя идеальный сотрудник – тот, который много работает, хорошо выполняет свои обязанности и никогда не болеет. С этой точки зрения идеал может быть недостижим, так как от болезней никто не застрахован. Оформление больничного невыгодно: сотрудники не хотят терять в зарплате, работодатели не хотят нести убытки из-за временной нетрудоспособности подчинённых. Каждая сторона стремится решить вопрос ценой малой крови и финансовых потерь.
Отношение к работе: «я люблю свою работу»?
Значительная часть нашего времени связана с работой. Периодически рабочие часы останавливаются, наступает перерыв на обед, отпуск или больничный. Если первые два практически никаких вопросов не вызывают, то последний может привести к нареканиям как со стороны работодателя, так и со стороны его сотрудников. В связи с чем? Будем разбираться. Но для начала следует понять отношение россиян к работе. Так, в ходе опроса ВЦИОМ выяснилось, что 86% респондентов нравится их работа, 12% — не нравится, а 2% затруднились ответить. В список причин, по которым работа нравится, участники опроса внесли общение с людьми (20%), занятие любимым делом (19%), размер заработной платы/премий (13%), график работы (9%), интересность выполняемых обязанностей (8%), хороший коллектив (7%), помощь людям (7%), удовлетворённость по всем показателям (5%), своевременность выплаты зарплаты (4%), творческую свободу и самореализацию (4%), удобное расположение/близость к дому (3%), стабильность (3%), возможность профессионального (3%) и карьерного роста (1%), удовлетворённость выполняемыми задачами (3%), условия труда (2%), гордость за результаты труда (2%), отношение с начальством (2%), привычку трудиться (2%), самостоятельное принятие решений/работу «на себя» (2%), социальный пакет/официальное трудоустройство и зарплату (2%), круг обязанностей (2%), оптимальность нагрузки (1%), возможность путешествий (1%), работу на природе (1%).
В перечень негативных факторов включили размер заработной платы (39%), взаимоотношения с начальством и коллективом (12%), тяжёлый/вредный для здоровья труд (10%), неудовлетворённость трудовой деятельностью (9%), задержки выплаты зарплаты (7%), условия труда (7%), переработки/большие объёмы работ (7%), график работы (5%), нарушения ТК (5%), государственную политику, негативно влияющую на работу (4%), удалённость от дома/транспортную недоступность (3%), неофициальное трудоустройство (2%), сокращения (1%). Как мы видим, список отрицательных моментов оказался чуть меньше, однако по ряду пунктов он пересекается с параметрами, вызывающими у работников позитивное отношение к труду. Это доказывает, что одни и те же характеристики в разных компаниях для разных сотрудников могут принимать диаметрально противоположные значения, поэтому для здоровой рабочей атмосферы необходимо сводить негативные моменты на нет.
Опрос «Левада-Центра» раскрывает отношение к работе не с точки зрения «нравится/не нравится», а с восприятия и оценки процесса. По его данным, для 60% россиян работа является прежде всего источником получения средств к существованию. 18% признаются, что работа для них не самое главное, в их жизни есть вещи, значащие гораздо больше, чем она. 12% заявляют, что работа для них важна и интересна сама по себе вне зависимости от оплаты труда. Лишь 5% говорят о том, что работа для них неприятная обязанность и если бы была возможность, то они бы не работали. Ещё 5% не смогли дать определённый ответ.
Простывшие сотрудники: болеть дома или на работе?
В связи с тем, что для многих россиян в работе важен материальный аспект, то незапланированные/ вынужденные перерывы, связанные с больничными, будут восприниматься неодобрительно, в штыки. Это доказывает опрос компании «HeadHunter». Его результаты показали, что 50% россиян в случае, если они простыли, примут жаропонижающее средство и отправятся на работу. 23% говорят о том, что они будут лечиться и параллельно работать из дома. Только 9% сообщают о том, что они предпочтут взять отгул и полечиться 1 – 2 дня дома. Любопытно, что переносить недомогание «на ногах»/на рабочем месте чаще предпочитают специалисты из сферы HoReCa и ЖКХ (по 69%), финансового сектора (64%), государственных организаций (60%), медицины/фармацевтики/аптек (58%), розничной торговли (57%), промышленного оборудования/техники/станков и комплектующих (56%), перевозки/логистики/склада/ВЭД (54%), автомобильного бизнеса и услуг для населения (по 53%), энергетики и товаров народного потребления (по 52%), образовательных учреждений, нефти и газа (по 51%).
Основные причины, по которым сотрудники не хотят открывать больничный лист, связаны с нежеланием терять в зарплате (44%) и беспокойством, что выполнять рабочие функции больше некому (42%). Некоторые специалисты убеждены в том, что простуда – это ещё не повод для оформления больничного (38%). Впрочем, находятся и те, кто принципиально не хочет связываться с поликлиниками (32%). Ряд причин невыхода на больничный продиктован реакцией руководства на ситуацию: одни работодатели не одобряют, когда сотрудники берут больничный (21%), другие, напротив, не требуют на него уходить (7%).
Наши эксперты подтверждают озвученные причины нелюбви к больничным, а также соглашаются с тем, что финансовая составляющая играет не последнюю роль в принятии решения полечиться дома. «Причин отсутствия у сотрудников желания оформлять больничный может быть много. Чаще всего сотрудники жалуются на наличие большого объёма работы при отсутствии возможности её делегировать, недовольство работодателя, необходимость идти в медицинское учреждение и тратить время на стояние в очередях, потери части зарплаты из-за оформления больничного листа. Если говорить о финансовых потерях, то они безусловно есть. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от стажа и исчисляется исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, — комментирует старший юрист корпоративной и арбитражной практики адвокатского бюро «Качкин и Партнёры» Ольга Дученко. – При этом по общему правилу максимальные выплаты по больничному ограничены: а) при стаже от 8 и более лет полагается пособие в размере 100% от среднего заработка; б) при стаже от 5 до 8 лет – 80% от среднего заработка; в) стаж менее 5 лет даёт право на пособие в размере 60% от среднего заработка. Также при расчёте пособия средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ (для 2017 года – 755000 рублей, для 2016 года – 718000 рублей). Работодатель вправе производить работникам доплату до среднего заработка (не покрывается средствами ФСС РФ), однако далеко не каждый работодатель на подобную доплату согласен».
Помимо финансовых моментов не нужно забывать и про правовые, связанные с оформлением больничного и выплатой пособия.

Старший юрисконсульт Центра правового обслуживания Янюшкин Александр
«Работник в случае болезни имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности. Данное пособие выплачивается работнику работодателем на основании листка нетрудоспособности. Работодатель назначает пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения работника за его получением. Выплата пособия осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты заработной платы (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Хотелось также обратить внимание на то, что правовыми нормами законодательства РФ установлена ответственность работодателя за невыплату или несвоевременную выплату работнику пособия по временной нетрудоспособности. В частности, невыплата или неполная выплата в установленный срок пособия по временной нетрудоспособности влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц – от 30000 до 50000 рублей (п. 6 ст. 5.27 КоАП РФ), — уточняет старший юрисконсульт Центра правового обслуживания Александр Янюшкин. – В случае просрочки выплаты пособия по временной нетрудоспособности работодатель обязан вместе с пособием выплатить работнику проценты в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установления срока выплаты по день фактического расчёта включительно (ст. 236 ТК РФ). Наличие вины работодателя в задержке выплаты пособия значения не имеет. За задержку выплаты пособия по временной нетрудоспособности на срок более двух месяцев установлена уголовная ответственность (ч.2. ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ). В случае невыплаты пособия по временной нетрудоспособности работник вправе обращаться за защитой своих прав в государственную инспекцию труда, в суд, а при наличии в действиях работодателя состава преступления – в правоохранительные органы».
Ссылка на источник: www.moneyandwork.ru