Наша практика. Сопроводили открытие магазина одежды, обуви и аксессуаров

Клиента волновали риски привлечения к ответственности

Наш клиент, иностранная компания, обратилась к нам за консультацией с вопросом - какие требования предъявляются на территории Российской Федерации к открытию магазина по продаже одежды, обуви и аксессуаров иностранным лицом.

Клиента интересовал комплексный анализ российского законодательства на предмет выявления существующих рисков при открытии магазина в России.

Юристам были поставлены следующие вопросы:

  • какие требования предъявляются к открытию магазина на территории Российской Федерации иностранным лицом?
  • какие разрешения необходимо получить для открытия магазина, а также для поддержания деятельности магазина, в том числе для вывесок и наружной рекламы?
  • с какими государственными органами и организациями необходимо взаимодействовать в процессе получения необходимых разрешений?
  • какие нормативные требования предъявляются к ведению деятельности магазина, а именно, к противопожарной безопасности, охране условий труда, санитарно-эпидемиологическим правилам и пр.?
  • какие проверки могут проводиться на стадии открытия и функционирования магазина?
  • какие требования предъявляются к провозу товаров, маркированных товарным знаком клиента, через таможню?
  • каким образом клиент может использовать свои товарные знаки, если они не зарегистрированы в РФ, на вывесках и рекламе?

Кратко требования российского законодательства

Требования к помещению


Размещение магазина допускается в помещениях, переведенных в разряд нежилых, назначение помещений должно быть «торговое». Однако открыть магазин также допустимо в жилом многоквартирном доме при соблюдении определенных условий.

Требования к документации. Уведомления гос. органов


Для начала осуществления своей торговой деятельности руководство магазина должно заключить договор аренды помещения и получить разрешительную документацию от государственных органов, внести сведения о магазине в Торговый реестр города Москвы, уведомить Роспотребнадзор о начале торговой деятельности, провести комплекс мероприятий по пожарной безопасности, оформить разрешение на наружную рекламу и установку вывесок магазина, зарегистрировать кассовое оборудование в налоговом органе, получить сертификат о соответствии и декларацию о соответствии на реализуемый товар.

Особенности подготовки документации, необходимой для начала торговой деятельности магазина, зависят от выбранного места аренды. Так при аренде на территории торгового центра большая часть обязанностей по оформлению обязательной документации исполняется арендодателем или с его разрешения.

При выборе аренды индивидуального павильона (место в отдельно стоящем здании, многоквартирном жилом доме или отдельно стоящее торговое помещение с отдельным входом) руководство магазина занимается оформлением торговой деятельности самостоятельно.

Оформление ценников


На всех товарах необходимо разместить правильно заполненные, единообразно и четко оформленные ценники с указанием наименования товара, его сорта, цены за единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Согласование вывесок


При согласовании вывесок и наружной рекламы, в случае аренды в торговом центре, необходимо получить согласие арендодателя.

В случае аренды в индивидуальном павильоне или при установке наружной рекламы в городе, для заключения договора наружной рекламы и договора на установку и эксплуатацию вывески необходимо получить разрешение в администрации района/города в отделе архитектуры и градостроительства.

В городе Москве необходимо получить письменное согласие собственника о размещении рекламной конструкции на принадлежащей ему недвижимости, предварительно согласовать дизайн-макет будущей вывески или наружной рекламы в муниципальных органах города Москвы (Мосэкспертизе, ГлавАПУ Мосархитектуры, ГУП Горинфор и др.).

Рекламную конструкцию необходимо согласовать на предмет соответствия техническим требованиям в Объединении административно-технических инспекций, на предмет безопасности дорожного движения в Управлении ГИБДД.

В случае размещения наружной рекламы прилегающей к спецтрассам и местам появления объектов государственной охраны необходимо провести регистрацию рекламы и ее согласование в Федеральной службе охраны РФ. Согласование наружной рекламы, размещающейся на опорах городского освещения, осуществляет Моссвет.

Согласование рекламных вывесок, размещающихся на опорах контактной сети троллейбусов и трамваев, остановках, транспортных средствах городского наземного пассажирского транспорта, производится в ГУП «Мосгортранс».

Кроме указанных организаций существуют еще другие, в которых документы на рекламу проходят согласование в исключительных случаях, это Мосзеленхоз, Гормост, Мосгоргеотрест, Московская железная дорога, Московский метрополитен и т.п.

Сертификация товара


На реализуемый в магазине товар необходимо получение сертификатов о соответствии и деклараций о соответствии. На территории РФ действуют три системы, по которым может проводиться обязательное подтверждение безопасности как отечественных, так и ввозимых изделий, в зависимости от действующих документов на конкретную продукцию, это: Сертификация в системе ГОСТ РФ, Система технического регулирования по российским техническим регламентам, сертификаты Таможенного союза.

Получить все необходимые документы на продукцию (сертификаты и/или декларации) магазин должен у поставщиков товара. Для всей продукции, поставляемой из-за рубежа можно пройти процедуру добровольной сертификации, что будет являться хорошим дополнением в подтверждение не только безопасности, но и качества товаров. Так, например, на территории РФ запрещен оборот предметов одежды из натурального меха без специальной маркировки. Контроль за этим, а также формирование системы маркировки товаров легкой промышленности в РФ осуществляет ФНС России. Владелец натурального меха может выбрать тип, необходимого ему КиЗ (контрольных (идентификационных) знаков). Это может быть навесной, вшивной или клеевой чип. Для отечественных товаров предусмотрены КиЗ зеленого цвета, а для импортных - красного.

Требования к противопожарной безопасности, охране условий труда, санитарно-эпидемиологическим правилам.


Руководство магазина обязано проводить инструктажи по пожарной безопасности сотрудников; установить систему пожарной сигнализации, обеспечить эвакуационный выход из помещения на улицу; соблюдать нормативные требования к условиям и охране труда работников, нормативные требования к режиму труда и отдыха работников и т.д.

Для осуществления своей торговой деятельности магазин обязан заключить Договор на вывоз мусора и твердых бытовых отходов (ТБО).

Проверки магазина


В график плановых проверок магазин может быть включен только по истечении трёх лет со дня регистрации в качестве юридического лица. Ранее истечения трехлетнего периода плановые проверки могут касаться только контроля в сфере рекламы, в сфере миграции, также контроля за соблюдением трудового законодательства и пожарного надзора.

Причиной внеплановых проверок для магазина могут послужить поступления в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обращения граждан по вопросу нарушения прав потребителей.

В целом, наш клиент получил все исчерпывающие ответы по каждому направлению, что позволило клиенту сразу планировать те или иные затраты и минимизировать свои риски, которые неотъемлемо имеются при осуществлении предпринимательской деятельности.

Консультации, отдел по работе с клиентами, решение юридических вопросов
С помощью формы или по телефону:
+7 (495) 150-50-45
CAPTCHA

Отправляя данные формы, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности