Минфин в своем письме (Письмо Минфина России от 21.08.2018 N 03-02-08/59311) подтвердил, что ФНС не обязана по запросам сообщать сведения о среднесписочной численности работников, принятии решений о проведении налоговых проверок и результатах рассмотрения заявлений.
С момента постановки налогоплательщика на учет любые данные о нем становятся налоговой тайной, за исключением 13 случаев, предусмотренных ст. 102. НК РФ. Сведения, не являющиеся налоговой тайной, размещаются в открытом доступе на сайте налоговой инспекции, с ними можно ознакомиться посредством сети Интернет. Такие сведения налоговая служба по запросам граждан не предоставляет.
Налоговики на своем сайте размещают те сведения о налогоплательщиках, которые имеются в распоряжении службы и не являются налоговой тайной. Таким образом, ознакомиться с информацией, не составляющей налоговую тайну, можно на официальном сайте ФНС, при ее наличии. При этом ФНС не обязана предоставлять по запросам сведения о наличии или отсутствии у них информации, не являющейся налоговой тайной (в том числе не обязана отвечать на запросы о наличии, либо отсутствии данных о среднесписочной численности работников компании).
Относительно предоставления информации по запросам граждан о проведении налоговых проверок, Минфин разъяснил, что выездные проверки планируются и осуществляются налоговым органом в соответствии с Концепцией (утверждена Приказом от 30.05.2007г. N ММ-3-06/333@). Решение о налогоплательщике, которого необходимо проверить, принимается исходя из критериев оценки рисков, утвержденных Концепцией.
Напомним, что к таким критериям риска относятся следующие факторы:
- Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже, чем у других хозяйствующих субъектов в той же сфере деятельности.
- В течение нескольких налоговых периодов в отчетности налогоплательщика отражены убытки.
- Расходы налогоплательщика опережают его доходы.
- В налоговой отчетности отражены существенные суммы налоговых вычетов за конкретный период.
- Налогоплательщик приближается к показателям, дающим право на применение налоговых спецрежимов.
- Сумма расхода в отчетах ИП приближена к сумме годового дохода.
- Компания сотрудничала с перекупщиками или посредниками без наличия объективной необходимости.
- Налогоплательщик платит своим работникам зарплату ниже средней в том же сегменте деятельности.
- Налогоплательщик отказывается предоставлять запрашиваемые ФНС пояснения, сведения и документы.
- Частая смена места нахождения, влекущая смену налоговой инспекции.
- Несоответствие рентабельности бизнеса по данным бухучета уровню рентабельности в той же сфере деятельности.
- Ведение бизнеса с высоким налоговым риском.
Также ФНС сообщила, что выбор налогоплательщика для проверки осуществляется исходя их подробного анализа имеющихся у инспекции данных, в том числе на основании информации, полученной из внешних источников. При этом налоговики не обязаны уведомлять третьих лиц о принятии решения о проверке.
Тем не менее, в соответствие с ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» налоговая служба обязана рассматривать обращения граждан и отвечать о результатах их рассмотрения, за исключением предусмотренных статьей 11 указанного ФЗ случаев. Ответ заявителю должен быть направлен в письменной, или электронной форме в течение месяца. В некоторых случаях срок для объективного рассмотрения обращения может увеличиться еще на один месяц, но заявитель должен быть уведомлен об этом промежуточным ответом.
Заместитель директора
ООО «Центр правового обслуживания»
Науменко Лариса Сергеевна