Методы оптимизации налогов в 2018 году

Компании – налогоплательщики имеют право применять юридические схемы для законного уменьшения налоговой базы. Однако важно помнить, что защищать бизнес и экономить средства предприниматель может только разрешенными, легальными способами. Использование незаконных механизмов оптимизации может привести к крупным штрафам и уголовной ответственности.

Сегодня бизнесу доступны эффективные схемы законного снижения налоговой нагрузки. Рассмотрим основные:

  1. Планирование с максимальным учетом возможностей, предоставляемых государством

Для эффективного ведения деятельности необходимо выбрать подходящую систему налогообложения с учетом особенностей бизнеса. Систематический, качественный анализ состава затрат и дохода поможет оценить рентабельность хозяйственной деятельности. Разработка и внедрение верной учетной политики, а также применение налоговых льгот существенно снизят налоговую нагрузку. 

Используя льготы, предприниматель может снизить объем налогов, отсрочить платеж. Важно отметить, что налогоплательщики вправе пользоваться налоговыми льготами в силу действующего закона, а не по решению налогового органа. Налоговые льготы бизнесу в зависимости от организационно-правовой формы и рода деятельности могут предоставляться в форме:

  • инвестиционного кредита;
  • снижения действующих ставок;
  • полного освобождения от уплаты налоговых взносов;
  • отсрочки, рассрочки платежей;
  • налоговых каникул;
  • налоговой амнистии;
  • необлагаемого минимума;
  • налоговых вычетов.

Для успешного планирования и результативной деятельности компании важно разработать эффективную учетную политику, которая является инструментом регулирования бухучета организации. Выбранный компанией способ учетной политики оказывает прямое влияние на прибыль, налоги, финансовое состояние компании в целом. В учетной политике отражаются основные правила, способы, принципиальные моменты ведения бухгалтерского учета организации и составления отчетности.

Как правило, формируется учетная политики главным бухгалтером, и утверждается руководителем компании. При этом утверждаются:

  • формы первичной документации, регистры бухучета, документация для внутренней отчетности;
  • рабочий план счетов бухучета;
  • порядок инвентаризации обязательств и активов компании;
  • методы оценки обязательств и активов компании;
  • правила документооборота и обработки учетной информации;
  • метод контроля за хозяйственными операциями;
  • иные решения для качественного бухгалтерского учета.
  1. Хранение первичной документации

Во время проверок налоговые органы обращают особое внимание на реальность совершенных операций и сделок. Важно вести и хранить первичную документацию, которая является одним из доказательств, подтверждающих реальность ведения организацией самостоятельной хозяйственной деятельности.

К первичной документации относятся документы, оформляемые для хозяйственных операций:

  • доверенность;
  • акт приемки материалов;
  • лимитно-заборная карта;
  • требование-накладная;
  • кассовая книга;
  • накладная на отпуск материалов на сторону;
  • табель учета рабочего времени;
  • приходный кассовый ордер;
  • расходный кассовый ордер;
  • платежная ведомость.

Кроме того, в зависимости от рода деятельности компании к первичной документации могут относиться, например:

Для организаций в сфере строительства:

  • справка о стоимости выполненных работ и затрат;
  • общий журнал работ;
  • журнал учета выполненных работ;
  • акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения;
  • акт приемки законченного строительством объекта;
  • акт о приостановлении строительства;
  • акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству.

Для организаций, осуществляющих денежные расчеты с населением с применением ККМ:

  • журнал кассира – операциониста;
  • акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
  • справка - отчет кассира – операциониста;
  • журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ;
  • сведения о показаниях счетчиков контрольно - кассовых машин и выручке организации;
  • акт о проверке наличных денежных средств кассы.

В сфере общественного питания:

  • накладная на отпуск товара;
  • закупочный акт;
  • акт на отпуск питания сотрудникам организации;
  • наряд - заказ на изготовление кондитерских и других изделий;
  • акт о бое, ломе и утрате посуды и приборов;
  • ведомость учета остатков продуктов и товаров на складе (в кладовой);
  • акт о передаче товаров и тары при смене материально ответственного лица.
  1. Подготовка и сохранение доказательств, которые можно представить в налоговый орган и/или суд в качестве обоснования деловой цели создания новой компании, развития нового направления деятельности либо реструктуризации уже существующей бизнес-структуры

В качестве таких доказательств могут быть использованы:

  1. Письменное заключение или бизнес-план от компании, оказывающей услуги в сфере экономического и управленческого консалтинга. При обосновании положительного экономического эффекта в бизнес-плане или письменном заключении не должно быть акцента на налоговую оптимизацию. Желательно, чтобы бизнес-план был подготовлен заранее, до создания новой компании. В этом случае можно будет обосновать, что действия по «разделению»/реструктуризации бизнеса осуществлялись на основе разработанного бизнес-плана.
  2. Перспективный анализ развития бизнеса. Анализ оформляется письменным заключением, с расчетом-обоснованием. Перспективный анализ должен быть убедительными, с описанием прогнозируемого положительного экономического эффекта от реализации тех или иных мероприятий.
  3. Достижение поставленных в бизнес-плане целей (если был бизнес-план) или иных положительных экономических результатов, не связанных с уменьшением налоговой нагрузки. Доказательствами послужат:
  • увеличение рентабельности деятельности компаний, выручки каждой из компаний, размера уплачиваемых налогов и т.д. В подтверждение нужно предоставить расчёты по экономическим показателям, к расчетам можно приложить документы, подтверждающие обоснованность приведенных в расчетах цифр (отчеты о прибыли и убытках, копии договоров, актов и т. д.);
  • заключение аудиторов или иной компании, оказывающей услуги в сфере экономического и управленческого консалтинга по вопросу эффективности ведения хозяйственной деятельности, которое будет подтверждать достижение положительных финансово-хозяйственных результатов в связи с реструктуризацией бизнеса, разделением видов деятельности. Такие показатели помогут доказать экономическую целесообразность (бизнес-цель) создания новой компании налоговому органу.
  1. Экономически целесообразное уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль

Уменьшить налоговую базу можно с применением следующих законных методов:

например:

  • создание резервов по сомнительным долгам;
  • включение премий и скидок в состав внереализационных расходов;
  • завышение затрат по аренде, ремонту и иных затрат, сопровождающих деятельность компании;
  • включение консультационных и других аналогичных услуг в расходы, связанные с производством и (или) реализацией;
  • организация профессионального обучения кадров компании-налогоплательщика.  Расходы на обучение входят в состав расходов, связанных с производством и (или) реализацией;
  • приобретение форменной одежды с включением затрат в состав расходов на оплату труда;
  • использование товарного знака компании на продукции, в качестве рекламы. Расходы, которые связаны с его использованием, признаются периодическими (текущими) платежами за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации и являются расходами, связанными с производством и реализацией.
  1. Проверка контрагента

Часто особое внимание к организации со стороны налоговых органов вызвано действиями недобросовестных партнеров. Фискалы могут обвинить налогоплательщика в отсутствии должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагента, поэтому разумно проверять потенциальных партнеров для собственной безопасности.  Проверку можно проводить через общедоступные электронные сервисы, запрос документации у будущего партнера, получение выписки из ЕГРЮЛ.

  1. Использование отсрочки, рассрочки по уплате налогов

Компания-налогоплательщик может изменить срок уплаты налогов на срок, не превышающий трех лет, в порядке, предусмотренном статьей 64 НК РФ, при наличии условий, например:

  • компании причинен ущерб из-за обстоятельств непреодолимой силы;
  • компании угрожает банкротство в случае единовременной уплаты налога;
  • имущественное положение налогоплательщика исключает возможность единовременной выплаты налога;
  • сезонный характер работы налогоплательщика.
  1. Делегирование налоговых обязательств компании - сателлиту

Эффективным методом оптимизации налогов является передача ответственности за уплату основных налоговых платежей специально созданной компании, деятельность которой направлена на уменьшение фискального давления на компанию-налогоплательщика допустимыми законом способами.

  1. Смена организационно-правовой формы бизнеса

Для экономии средств предприниматель может выбрать организационно-правовую форму, в отношении которой применяется наиболее благоприятный режим налогообложения.

Например, собственнику небольшой фирмы, занимающейся мелкой розничной торговлей и открытой в форме ООО, во многих случаях будет выгодно «перерегистрироваться» в ИП, поскольку в этом случае ему будет доступна патентная система налогообложения, которую не может применять ООО. Сменив правовой статус бизнеса, его владелец сможет сэкономить на налоговых выплатах.

  1. Изменение деятельности компании

Компания-налогоплательщик может перейти на осуществление того вида деятельности, который облагается налогами в меньшей степени по сравнению с деятельностью, осуществляемой ранее.

Многим компаниям выгодно применять единый налог на вмененный доход (ЕНВД), поскольку бизнес на этом режиме освобождается от уплаты НДФЛ, НДС (в некоторых случаях), налога на прибыль и на имущество (если они используются в деятельности). Однако ЕНВД налогоплательщик может применять только при условии, что осуществляет вид деятельности, для которого местная власть ввела специальный режим. Для перехода с менее выгодного режима налогообложения на ЕНВД компания должна осуществлять разрешенный вид деятельности. Например, организация, которая занимается изготовлением и монтажом рекламных конструкций не может перейти на режим ЕНВД, но может использовать этот режим, если сменит деятельность на размещение и распространение рекламы.

  1. Замена налоговой юрисдикции

К допустимым способам оптимизации относится регистрация в специальных зонах. Компания-налогоплательщик осуществляет перерегистрацию на территорию с благоприятным налоговым режимом, или в зону льготного налогообложения.

Так, в августе 2018 года в РФ, на островах Русский в Приморском крае и Октябрьский в Калининградской области были созданы зоны (САР) с особыми условиями для иностранных юридических лиц. После регистрации в указанных зонах компании получают льготные налоговые условия, гибкий правовой режим. Для резидентов САР предусмотрен особый режим налогообложения, а именно льготы по налогу на прибыль.

После того, как компания становится резидентом оффшорной зоны, к ней применяется нулевая ставка по доходам, полученным в виде дивидендов. А ставка к доходам по акциям холдинговых компаний равна 5%. В указанных зонах уже регистрируются иностранные юридические лица, поскольку предлагаемый порядок позволяет существенно сэкономить финансы компаний. Власти планируют разрешить регистрацию в особых зонах и российским юридическим лицам. Аналогичным образом происходит смена налоговой юрисдикции российскими компаниями в иностранных оффшорах.

Опасная схема оптимизации:

На наш взгляд, наиболее рискованный метод оптимизации – дробление бизнеса с целью намеренного снижения налогов.

В письме ФНС от 11 августа 2017 года №СА-4-7/15895@ представлен обзор судебной арбитражной практики по вопросам обжалования налогоплательщиками решений налоговых органов по проверкам, в ходе которых установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды через дробление бизнеса и искусственное распределение выручки на подконтрольных взаимозависимых лиц.

В письме разъясняется, что в ходе проверок выявляются факты снижения налогоплательщиками своих налоговых обязательств посредством создания искусственной ситуации, при которой фактическая деятельность налогоплательщика прикрывается видимостью действий нескольких лиц. При этом формально в действиях участников такой схемы может не усматриваться нарушений законодательства.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если для уплаты налогов операции учитываются не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, либо учитываются операции, не обусловленные целями делового характера, объективными экономическими причинами (п.3, 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53). ВАС РФ рекомендует судам исследовать, соответствуют ли сомнительные операции налогоплательщика деловым целям.

К признакам дробления бизнеса с целью ухода от уплаты налогов ФНС относит следующие факторы:

  • компания - налогоплательщик, ее должностные лица и участники, управляющие деятельностью схемы, получают выгоду от использования схемы дробления;
  • разделение одного бизнеса происходит между несколькими лицами, которые применяют специальные системы налогообложения (ЕНВД, УСН) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на имущество и на прибыль основной компанией, осуществляющей реальную деятельность;
  • участники несут расходы друг за друга;
  • хозяйственная деятельность расширилась, но разделение бизнеса снизило (или не изменило) налоговые обязательства всех участников схемы;
  • создание участников в течение короткого времени перед расширением бизнеса, увеличением количества персонала;
  • участники схемы дробления осуществляют аналогичный вид деятельности;
  • аффилированность участников, к признакам которой ФНС относит участие в органах управления, родственную связь, служебную подконтрольность;
  • формальный переход персонала от одного участника к другому сохранением должностных обязанностей;
  • использование участниками одинаковых обозначений, вывесок, контактных данных, сайта, банков для обслуживания расчетные счетов, ККТ;
  • у участников общие поставщики и покупатели, либо единственным покупателем или поставщиком для одного участника схемы является другой ее участник;
  • управляют деятельностью участников одни и те же лица;
  • отсутствие у подконтрольных лиц кадровых ресурсов и основных, оборотных средств;
  • у участников схемы единые службы для ведения бухучета, поиска и работы с поставщиками и покупателями, делопроизводства, подбора персонала и т.д.;
  • некоторые показатели деятельности приближаются к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;
  • представление интересов во взаимоотношениях с госрганами и не входящими в схему дробления бизнеса контрагентами осуществляют одни и те же лица;
  • поставщики и покупатели распределяются между участниками схемы, исходя из используемой схемы налогообложения;
  • данные бухгалтерского учета налогоплательщика указывают на снижение рентабельности.

Наличие всех указанных признаков, или их части, может быть расценено ФНС как формальное разделение бизнеса для получения необоснованной налоговой выгоды, в результате чего в отношении налогоплательщика будут применены предусмотренные законом санкции.

Ведущий юрисконсульт
ООО «Центр правового обслуживания»
Вожова Елена

Консультации, отдел по работе с клиентами, решение юридических вопросов
С помощью формы или по телефону:
+7 (495) 150-50-45
CAPTCHA

Отправляя данные формы, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности