Когда обязательно направлять претензию?
Претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, абз. 7 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ). Несоблюдение обязательного претензионного порядка является основанием для возврата искового заявления или оставления его без рассмотрения.
Для большинства гражданско-правовых споров претензионный порядок с 1 июня 2016 года стал обязательным.
По каким делам не нужно соблюдать претензионный порядок
- дела о выдаче судебного приказа
- дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение
- дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
- дела о несостоятельности (банкротстве)
- дела по корпоративным спорам
- дела о защите прав и законных интересов группы лиц
- дела о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования
- дела об оспаривании решений третейских судов
Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если он установлен федеральным законом.
Форма претензии
По общему правилу, претензия предъявляется в письменной форме за подписью руководителя организации или иного уполномоченного лица по доверенности.
В претензии, как правило, указываются:
- обязательство, по которому возник спор (если есть договор – указать его реквизиты)
- нарушение, допущенное контрагентом
- суть требования, которое необходимо исполнить (например, расчет суммы задолженности)
- обстоятельства, на которых основаны требования со ссылками на нормы закона
- сроки устранения нарушений
Претензия должна быть направлена способом, позволяющим достоверно установить ее получение адресатом. Например, ценным письмом с описью вложения, путем вручения контрагенту под роспись, отправка курьерской службой. В этом случае документ, подтверждающий направление или получение должником претензии будет доказательством соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Кроме того, от этой даты отсчитывается срок ответа на претензию - тридцать календарных дней, если иной срок не установлен законом или договором.
Место нахождения (юридический адрес) организации-должника может не совпадать с его фактическим адресом. Рекомендуется проверять место нахождения организации в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Составление грамотной и мотивированной претензии, ее своевременное направление должнику является одной из составляющих успеха в разрешении спора с Вашим контрагентом
Преимущества претензионного порядка:
- возможность урегулировать проблему мирным путем, без обращения в суд
- экономия времени и финансов, так как судебное разбирательство повлечет за собой значительные издержки для обеих сторон
- получение объяснений, документов от оппонента до суда (возможно это позволит дополнить доказательственную базу)
- корректировка дальнейшей стратегии в зависимости от поведения оппонента,
- в случае обязательного досудебного урегулирования, прохождение предусмотренной процедуры
Младший юрисконсульт
ООО «Центр правового обслуживания»
Самсонова Ольга