Доменное имя - охранять или нет?

Нужно ли регистрировать доменное имя как товарный знак? Если да, то зачем это нужно?

С развитием информационных технологий и увеличением влияния сети «Интернет» доменное имя наравне с товарным знаком приобретает важное значение для деловой репутации любой компании. Домен – это способ коммуникации компаний с потребителями. Большинство пользователей находят интересующую их информацию или компанию в сети «Интернет» с помощью поисковых систем. Поэтому действия недобросовестных конкурентов, которые намерено используют доменные имена, схожие с раскрученными доменными именами или товарными знаками своих конкурентов, приводят к тому, что невнимательный пользователь или пользователь, впервые осуществляющий поиск компании, может даже не заметить, что попал на сайт совершенно другой организации.

Судебная практика: что важнее – товарный знак или домен?

Сейчас очень распространены споры, связанные с незаконным использованием товарного знака или фирменного наименования в доменном имени. При разрешении такого спора главный вопрос, который встает перед судом - что имеет больший приоритет, товарный знак или домен?

В практике сложилось два мнения по этому поводу.

Доменное имя – только адрес определенного сайта.

Ряд судов считает, что доменное имя является не средством индивидуализации, а просто адресом определённого сайта.

Такая позиция соответствует п. 2 ст. 1484 ГК РФ, где прямо указано, что «исключительное право на товарный знак может быть осуществлено … путем размещения товарного знака: в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации».

При таком подходе, риск выбора доменного имени, которое нарушает чьи-то исключительные права на товарный знак, целиком ложится на владельца (администратора) домена.

Поэтому перед регистрацией домена очень важно проверить наличие зарегистрированных товарных знаков и/или поданных заявок, сходных с регистрируемым доменом, по базе товарных знаков и заявленных обозначений.

Важно, что в регистратор в зоне .ru и .рф не может самостоятельно принимать решение об удовлетворении претензий третьих лиц на доменное имя. Поэтому если владелец домена считает, что чей-то домен нарушает его права, он должен обратиться с соответствующим исковым заявлением в суд.

Как правило, судебные требования владельцев товарных знаков сводятся к следующему:

  • признать администрирование домена нарушением исключительных прав владельца товарного знака;
  • запретить использование товарного знака и части фирменного наименования в доменном имени;
  • обязать ответчика немедленно и безвозмездно передать истцу доменное имя;
  • обязать ответчика выплатить истцу компенсацию за незаконное использование товарного знака.

Прекращение регистрации домена по решению суда

1. Доменное имя идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания, правообладателем которого владелец домена не является.

Как правило, такой вопрос можно решить судом без назначения экспертизы - в большинстве случаев суды делают вывод о совпадении наименований, когда доменное имя воспроизводит полностью товарный знак или наиболее сильный его элемент.

2. У владельца доменного имени нет прав или законных интересов в отношении его доменного имени.

То есть лицо, регистрирует на свое имя доменные имена, которые являются сходными до степени смешения с известными мировыми брендами для осуществления однородной деятельности, что может рассматриваться как злоупотребление правом. Примером могут выступать - «ingostrah.ru», «hennessy.ru», «rembler.ru», «rolex.ru».

3. Доменное имя было зарегистрировано и используется недобросовестно.

Недобросовестность регистрации и использования доменного имени администратором домена можно оценить по следующим критериям:

  • администратор доменного имени зарегистрировал или приобрел доменное имя с основной целью его продажи, сдачи в аренду или передачи другим способом правообладателю сходного товарного знака, либо его конкуренту;
  • администратор доменного имени зарегистрировал доменное имя с целью помешать правообладателю товарного знака использовать спорное доменное имя;
  • администратор доменного имени зарегистрировал доменное имя главным образом для того, чтобы помешать деятельности конкурента и т.д.

В целом, суды обычно не признают исключительные права на доменное имя, поскольку оно стало, по сути, «выполнять функцию родового идентификатора, что повышает экономическую ценность прав на него, но не дает оснований причислять его к объектам интеллектуальной собственности».

Единственный надежный способ обеспечить юридическую защиту своему сайту или доменному имени – это регистрация домена в качестве товарного знака в Роспатенте. Любой другой способ защиты, в настоящее время, не является эффективным

Юлия Пироженко, руководитель направления по интеллектуальной собственности Центра правового обслуживания

Доменное имя - средство индивидуализации

Ряд судов считает, что доменное имя – это реквизит, позволяющий пользователям Интернета идентифицировать конкретную информацию, зафиксированную на компьютере.

Даже Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 16.01.2001 по делу N 1192/00 указывал, что «доменные имена фактически трансформировались в средство, выполняющее функцию товарного знака, который дает возможность отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц».

Другими словами, в указанном Постановлении доменные имена приравнивались к товарным знакам. Такая позиция Высшего Арбитражного Суда, конечно, нашла отражение в решениях и постановлениях арбитражных судов низших инстанций.

Тем не менее, практика, в которой домены считаются средством индивидуализации, не является однородной. Например, если доменное имя зарегистрировано ранее товарного знака или оно используется в некоммерческой, неконкурентной среде, то истцу будет отказано в защите, а его действия будут квалифицированы как злоупотребление правом. Основная причина для отказа в этом случае – недоказанность действий недобросовестной конкуренции со стороны владельца домена. Суд исходит из того, что регистрация домена в таких условиях не мешает использовать свой товарный знак в бизнесе, поскольку не вводит потребителей в заблуждение насчет того или иного предприятия.

Защита домена и сайта

Уникальность домена и сайта — это важный вопрос для бизнеса, во многом определяющий его успешность. Пока у вас нет юридической защиты в виде товарного знака, бороться с недобросовестными конкурентами почти невозможно, так как довольно трудно доказать нарушение прав на средства индивидуализации. Единственный надежный способ обеспечить юридическую защиту своему сайту или доменному имени – это регистрация домена в качестве товарного знака в Роспатенте. Любой другой способ защиты, в настоящее время, не является эффективным.


Юлия Пироженко

руководитель направления по интеллектуальной собственности

Консультации, отдел по работе с клиентами, решение юридических вопросов
С помощью формы или по телефону:
+7 (495) 150-50-45
CAPTCHA

Отправляя данные формы, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности