Что изменилось для граждан и компаний РФ с принятием нововведений в области валютного законодательства и валютного контроля?

В налоговые и валютные нормы РФ, направленные на получение информации об имеющихся активах и счетах налогоплательщиков за рубежом были внесены значительные изменения.

В частности, появились принципиально важные нововведения:

  1. О контролируемых иностранных компаниях

Изменение касается налогообложения доходов иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами. Если компания или структура признаетсяконтролируемой,соответствующие российские резиденты обязаны уведомитьналоговую службу РФ об участии в ней, и отразить нераспределенную прибыль этой организации (структуры) в своей налоговой декларации;

  1. О предоставлении налоговикам отчета о движении финансовых средств по счетам в заграничных банках

Российские налоговые органы могут узнать о существовании иностранных компаний, подконтрольных российским резидентам, и о прибыли, полученной такими компаниями, а также об имеющихся у резидентов счетах за пределами территории РФ, как от самих резидентов при выполнении ими указанных выше обязательств по передаче отчетности, так и через имеющиеся способы доступа к глобальной сети обмена налоговой информацией, такие как:

  • механизмы получения информации, закрепленные в двусторонних соглашениях, заключенных для целейизбежания двойного налогообложения доходов и имущества;
  • двусторонние соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства, а также соглашения о взаимопомощи в области борьбы с налоговыми нарушениями;
  • двустороннее соглашение об обмене информацией по налоговым делам, которое предусматривает возможность обмена информацией по запросу уполномоченных органов в рамках единого Стандарта ОЭСР 15.07.2014 года, устанавливающего порядок сбора и обмена информацией о финансовых счетах.

Помимо перечисленных обязанностей в области валютных и налоговых правоотношений, законодатель наделил физических лиц правом в добровольном порядке сообщать в налоговые органы об активах и счетах в банках, находящихся за пределами России. Согласно последней редакции ФЗ №140 «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках» срок подачи такого уведомления продлен до 28.02.2019 г. В случае подачи гражданиномтакого уведомления (декларации), декларант и субъект, информация о котором указана в декларации, освобождаются от административной и уголовной ответственности, а также от санкцийза нарушения налогового законодательства в пределах перечисленного в декларации имущества.

Подробный анализ новелл налогового и валютного законодательства по рассматриваемому вопросу приведен ниже.

Обязанности валютных и налоговых резидентов

Важно отметить, что понятие «налоговый резидент РФ» для целей налоговых правоотношений и «резидент РФ» для целей валютных правоотношений не тождественны:

  1. Налоговые правоотношения

Под налогоплательщиком НДФЛ понимается физическое лицо, являющееся налоговым резидентом РФ или гражданин, получающий доход от источников в РФ, и не являющийся налоговым резидентом РФ. В ст. 207 НК РФ указано, что налоговыми резидентами являютсяграждане, фактически находящиеся на территории России не меньше 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

  1. Правоотношения в сфере валютного регулирования

В этом случае следует руководствоваться понятием резидентства, установленного в валютном законодательстве: резиденты - это физические лица, являющиеся гражданами России.

Различаются и обязанности валютных и налоговых резидентов:

В соответствии с действующим законодательством физическое лицо-Резидент РФобязан:

  • уведомитьналоговую службу об открытии/закрытии банковских счетов за границей и изменении сведений о таких счетах

Уведомление направляется в течение 30 дней с даты возникновения соответствующего события по утвержденной форме. Указанная обязанность действует с 2007 года (ст. 12 ФЗ);

  • предоставить в налоговые органы отчет о движении средств по счетам (вкладам), расположенным в банках за пределами России

Первый отчет должен был быть предоставлен до 01.06.2016 года за 2015 отчетный год. Последующие отчеты предоставляются каждый год до 1 июня следующего года. Форма отчета утверждена и должна отражать информацию об остатке денежных средств на начало и конец отчетного периода, а также сумму зачисленных и списанных денежных средств всего за отчетный период (4 графы). Резидент вправе по собственному усмотрению приложить к отчету документы, подтверждающие указанную в отчете информацию. При этом обязательство по предоставлению документов, подтверждающих указанную в отчете информацию, возникает у резидента только если после подачи отчета и в случае выявления налоговым органомневерных сведений (ошибочных или неточных данных), указанных в отчетной документации, а также при неполном заполнении отчета. Резидент в течение семи рабочих дней после получения письменного запроса от налоговой должен предоставить соответствующие документы. Срок предоставления подтверждающих документов может быть увеличен по запросу резидента.

За несоблюдение определенного законом порядка, сроков и форм представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках, находящихся за рубежом для граждан предусмотрена ответственность в виде штрафа от 300 рублей до 20 000 руб.

В соответствии с Налоговым Кодексом (ст.23) налогоплательщик обязан:

  • сообщать налоговую службу о КИК, контролирующими лицами которых они являются;
  • сообщатьналоговую службу РФоб участии в иностранных организациях (если доля прямого или косвенного участия превышает 10%);

Об участии в иностранных организациях необходимо уведомить налоговую службу в срок не позднее месяца с момента возникновения участия в этой иностранной организации, в связи с которым возникла обязанность направлять уведомление.

Соответствующее уведомление о КИК подается в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица, то есть уведомление за 2016 год должно быть подано в срок не позднее 20.03.2018г.

Права и гарантии валютных и налоговых резидентов

Помимо указанных выше обязательств в сфере налоговых и валютных правоотношений, законодатель также предоставил физическому лицу право в добровольном порядке уведомить налоговые органы об имеющихся активах и счетах в зарубежных банках. Согласно последней редакции №140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках»подать уведомление можно до 28.02.2019 г.

При подаче физическим лицом указанного уведомления (декларации), декларант и лицо, сведения о котором содержатся в декларации, освобождаются от уголовной и административной ответственности, а также от ответственности за налоговые правонарушения в пределах указанного в декларации имущества (однако, в законе не перечислены конкретные нормы НК, нарушение которых покрывается предоставленной гарантией). Гарантии распространяютсяна деяния, совершенные до 01.01.2018г. При этом при совершенииопераций по передаче имущества от номинального владельца к фактическому не нужно уплачивать налоги в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Предоставление гарантии не зависит от того, предоставлены ли декларантом все сведения, перечисленные в законе (сведения об имуществе; о КИК; об открытых счетах в банках, за границей; об открытых счетах, в отношении которых декларант является бенефициарным владельцем), или их части. Предоставление гарантий также не зависит от факта возврата имущества, указанного в декларации.

Также предоставляется гарантия по непривлечению к ответственности в сфере нарушения валютного законодательства, если вместе с декларацией будет подано уведомление об открытых счетах в банках, расположенных за пределами России. Средства, полученные на указанные счета до 01.01.2018г, а также валютные операции, совершенные до момента составления и подачи декларации по указанным счетам, признаются совершёнными с соблюдением правилвалютного законодательства.

Какие валютные операции разрешены?

Валютные операции между резидентом и нерезидентом осуществляется в свободном режиме, за исключением ограничения по купле-продаже иностранной валюты и чеков. Список валютных операций, которые могут совершать резиденты, является закрытым.

При этом граждане-резиденты могут свободно переводить на свои открытые за рубежом счета средства с других своих счетов, открытых в России или в иностранном государстве.

На счета резидентов, открытые в банках, находящихся встранах ОЭСР или ФАТФ, могут зачисляться суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные на основании договоров, заключенных с резидентами стран - членов ОЭСР или ФАТФ на срок превышающий два года.

Также на счета граждан-резидентов, которые открыты в банках на территориях государств - членов ОЭСР или ФАТФ, могут зачисляться следующие денежные средства, направленные нерезидентами:

  • средства, переведенныегражданину-резидентуза отчужденные им внешние ценные бумаги, прошедшие на российской бирже либо на иностранной бирже, входящей в соответствующий перечень, процедуру листинга;
  • средства, выплачиваемые гражданину - резиденту в качестве дохода от передачи в доверительное управление финансовых средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему – являющемуся нерезидентом;
  • суммы от сдачи в аренду или субаренду нерезидентам находящейся за пределами России недвижимости и другого имущества гражданина – резидента;
  • средства, выплачиваемые в виде накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предполагается условиями выпуска принадлежащих гражданину - резиденту внешних ценных бумаг, других доходов по внешним ценным бумагам (выплаты по облигациям, векселям, дивиденды, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги);

В 2015 году в список допустимых операций между резидентами добавились следующие операции:

  • перевод валюты РФ с иностранного счета на иностранный счет другого резидента, а также получение на российский счет и перечисление с него на иностранный счет другого резидента;
  • операции, связанные с внесением и возвратом индивидуального, коллективного клирингового обеспечения и (или) иного обеспечения, в том числе внесенного в имущественный пул;
  • операции, связанные с приобретением и отчуждением валютных ценностей, выступающих в качестве обеспечения исполнения обязательства, предусмотренного договором репо, договором, являющимся производным финансовым инструментом, и (или) договором иного вида, заключенными на условиях, определенных генеральным соглашением (единым договором), при условии, что одной из сторон по такому договору является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг;
  • операции по сделкам между банками, созданными согласно требованиям законодательства РФ (уполномоченные банки), а также закрытый перечень операций между резидентами и банками;
  • операции между резидентами, связанные с расчетами в иностранной валюте в рамках заключенных между этими резидентами договоров финансирования под уступку денежного требования (факторинга), по которым резидентам, являющимся финансовыми агентами (факторами), были уступлены денежные требования иностранной валюты или валюты России, причитающейся резидентам, являющимся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) с нерезидентами лицами, передающими этим нерезидентам товары, выполняющими для них работы, оказывающими им услуги, передающими им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, а такжеисключительные права на них.

Граждане - резиденты могутсвободно осуществлять валютные операции, если они не связанны с передачей имущества и оказанием услуг на территории России, с использованием средств, зачисленных в соответствии с законом на счета (во вклады), открытые зарубежных банках.

Юридические лица, являющиеся резидентами,могутсвободно осуществлять валютные операции со средствами, которые зачислены по определенным законом правилам на счета (во вклады), открытые в банках, находящихся за пределами РФ, кроме валютных операций между резидентами, если другой порядок непредусмотрен законом. Свободно могут совершаться следующие валютные операции между резидентами:

  • операции по оплате (возмещению) расходов, связанных с командировками сотрудников на территорию страны, в которой находится представительство, учреждение или организация, и за ее пределы, крометерритории России;
  • операции по перечислению зарплат работникам представительства компании - резидента, находящей за рубежом;

Обмен налоговой информацией

Для получения сведений налоговая служба России планирует подключиться к глобальной сети обмена налоговой информацией, после чего российские налоговые органы смогут получать данные не только от заграничных налоговых органов, но и от зарубежных финансовых организаций. Некоторые юрисдикции уже сейчас готовы прямо обмениваться налоговыми сведениями в рамках действующих каналов. Стоит отметить, что часть послаблений и исключений из общих правил КИК не распространяются накомпании, расположенныев государствах (на территориях), не обеспечивающих обмен налоговой информацией с Российской Федерацией.

Получение необходимых данных российскими налоговиками в рамках международного обмена информацией возможно в таком порядке и формах:

  1. Применение механизмов получения информации, закрепленных в соглашениях об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (обмен сведениями по конкретным запросам между уполномоченными органами договаривающихся стран в том случае, если эта информация имеет отношение к выполнению условий налогового соглашения или администрированию и применению национального налогового законодательства договаривающихся государств.Например, в Соглашениях с Люксембургом, Швейцарией, Нидерландами, Кипром, и др.).
  2. Применение заключенных Российской Федерацией соглашенийоб обмене информацией и сотрудничестве в сфере борьбы с налоговыми нарушениями, а также соглашений о взаимопомощи при борьбе с нарушениями налогового закона,предусматривающихвозможность обмена информацией об открытии счетов в банках, о регистрации налогоплательщиков, получении налогоплательщиком доходов, и другой налоговой информации.(например, Соглашение между Правительством России и Правительством Республики Болгарии, Соглашение между Правительством России и Правительством Швеции).
  3. Применение типового соглашения об обмене информацией по налоговым делам, предусматривающего возможность обмена данными по запросу уполномоченных органов, одобренного РФ следуя стандартам ОЭСР 14 августа 2014 года. Такое соглашение может заключаться между Россией и некоторымигосударствами, онопредусматривает обмен сведениями по конкретному запросу и распространяется на любые налоги. Типовое соглашение заключается для обменасведениями, находящимися в распоряжении финансовых структур и действующихв качестве агента или доверенного лица, в том числе номинальных держателей и доверительных управляющих, а также обмен информацией о собственниках организаций, товариществ, фондов,трастов, и иных лиц, данные о собственниках всех указанных лиц в цепочке собственников, в отношении трастов –сведения о доверительных собственниках, учредителях и бенефициарах, вотношении фондов – информацию о членах попечительского совета, учредителях и бенефициарах.

Сегодня налоговые органы РФ могут получать информацию об иностранных активах российских налогоплательщиков некоторыми способами.Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (далее - Конвенция), вступившая в силу для России с 1 июля 2015 г., стала правовой основой для всех видов обмена налоговой информацией между ее участниками - по запросу.

Статьей 6 Конвенции сторонам разрешается автоматически обмениваться сведениями, которые предположительно являются значимыми для обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция,или администрирования. Такой автоматический обмен в соответствии с Конвенцией требует наличия отдельного соглашения между компетентными структурами сторон. Таким соглашением является Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией (далее - Многостороннее соглашение).

Применение на практике Многостороннего соглашения означает, что автоматический обмен налоговой информацией будет производиться на основе разработанного ОЭСР стандарта автоматического обмена информацией о финансовых счетах (Commonreportingstandard, CRS, далее - ECO), которым определены как содержательные, так и технические особенности процесса обмена данными.

В соответствии с правилами автоматического автообмена финансовые институты (в том числекастодиальные организации, банки, а также некоторые коллективные инвестиционные механизмы и страховые организации) будут обязаны предоставлять в свои государственныеуполномоченные органы сведения, касающиеся финансовых счетов физических лиц (в том числе владельцев счетов через пассивные организации, косвенно) и компаний, являющихся резидентами других государств, присоединившихся к автоматическому обмену. Информация, поступившая от финансовых учреждений, будет ежегодно или ежеквартально предоставляться компетентным структурам государства, резиденты которого владеют счетами.

Подлежащая сбору и раскрытию информация включает в себя сведения о владельце счета (а также о его бенефициарах), баланс счета на окончание отчетного периода, в случае кастодиальных счетов - дивидендный и процентный доход, прибыль от некоторых страховых продуктов, продажи финансовых активов и другой доход, полученный от активов, расположенных на счетах, или связанных со счетом платежей,а в случае депозитных счетов - процент, начисленныйна сумму вклада.

специалист в области международного права
ООО «Центр правового обслуживания»
Гучуа Гуритана Геноевна

Консультации, отдел по работе с клиентами, решение юридических вопросов
С помощью формы или по телефону:
+7 (495) 150-50-45
CAPTCHA

Отправляя данные формы, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности